Проблемы развития транспортных коммуникаций: Сборник статтей, страница 16

В современных экономических условиях хозяйствования обеспечение высокой точности расчетов приобретает первостепенной значение. Земляные работы, перемещение земляных масс в процессе строительства требуют значительных материальных ресурсов, что и определяет технико-экономические показатели проектов. В Республике Беларусь, в Российской Федерации все чаще встречаются случаи хозяйственных споров проектных с подрядными строительными организациями по вопросам правильности расчетов объемов земляных масс. Так, в последнее время стали известны случаи обращения в суд подрядных организаций с исками на проектные организации о якобы заниженных расчетных объемах земляных работ. При достаточно вольготном уровне допустимой погрешности определения земляных масс они могут стать и предметом экономических махинаций и спекуляций.

С другой стороны, Указ Президента Республики Беларусь №40 [1] «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» от 16 января 2002 года (п. 1.6) гласит: «завышение объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, произведенных затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных за счет средств бюджета, государственных целевых бюджетных, государственных внебюджетных, инновационных фондов влечет наложение штрафа на подрядчика (субподрядчика) и заказчика (за исключением бюджетных организаций) в размере 100 процентов суммы такого завышения (в равных долях), а также возврат подрядчиком (субподрядчиком) суммы завышения в соответствующий бюджет (целевой бюджетный, внебюджетный, инновационный фонд). В случае выявления при контрольном обмере завышения объемов или стоимости выполненных строительно-монтажных работ и произведенных затрат, причиной которой явились ошибки проектных организаций, допущенных в проектно-сметной документации, штраф на сумму такого завышения налагается на заказчика, проектную организацию и органы государственной вневедомственной экспертизы (в равных долях)».

Исходя из выше сказанного, необходимо сделать вывод, что требования к проектным решениям в современных рыночных условиях хозяйствования возросли. Во избежание финансовых потерь проектных организаций и заказчиков методы расчета объемов земляных работ должны быть надежными, обеспечивать заданную точность расчета, полученные значения должны неоднократно проверяться с использованием альтернативных методов.

Разработка поперечных профилей является трудоемким процессом, требует значительных затрат инженерного труда. Автоматизация этих процессов позволит избежать грубых просчетов, повысить точность определения стоимости строительства, уменьшить продолжительность разработки проектов, быстро создавать высококачественные графические документы. Автоматизация проектирования поперечных профилей земляного полотна и расчетов объемов земляных масс позволяет рассмотреть большое количество проектных вариантов, выполнять оптимизационные расчеты, что при ручном расчете практически невозможно, что, как правило, и не выполняется в проектных организациях.

Кроме того, автоматизация расчетов позволяет применять в проектировании нелинейные математические зависимости, в частности сплайновую аппроксимацию земной поверхности и проектных поверхностей. Как показано в [2], такая аппроксимация обеспечивает ряд преимуществ, новые качества проектируемых объектов. Современный уровень проектов помимо нормативных требований, должен отвечать принципам ландшафтного проектирования, обеспечивать нанесение меньшего вреда окружающей среде, иметь современный дизайн.

Структура наиболее распространенных программных средств в области проектирования транспортных сооружений, включая задачи их горизонтальной и вертикальной планировки, показана на рисунке 1.

К ним относятся такие широко известные программные комплексы, как AutoCad, GeoCad, CADdy, Trimble Office, CREDO и другие. Все они либо сами являются ГИС–пакетами, либо их приложениями, либо используют совместимые форматы данных, позволяющие выполнять дальнейшую обработку этих данных в ГИС–пакетах.

Как правило, перечисленные пакеты включают ряд программных модулей, обеспечивающих выполнение технологии сквозного проектирования: обработка полевых геодезических и геологических измерений, построение топографических карт и планов или обработка отсканированных материалов, моделирование рельефа местности и геологического строения района и, наконец, проектирование на полученных моделях генеральных планов будущих объектов. Таким образом, создается единая линия проектирования– геодезия, растр, топография, геология, рельеф, инженерно-строительные изыскания и проектирование.

Успеху продвижения программных комплексов, пропагандирующих общую линию проектирования, способствует быстрая автоматизация геодезических работ и применение новейших информационных технологий. В настоящее время различные геодезические инструменты, такие как электронные тахеометры, цифровые нивелиры, использующие различные электронные системы сбора геодезических данных могут применяться совместно. Благодаря обеспечению решения задач геодезии, изысканий и проектирования в единой объединенной системе информация может перетекать из исходной съемки в проект, а затем использоваться для строительной разбивки и управления строительными машинами без необходимости в физическом обмене данными или переформатировании информации. Такой обмен происходит внутри системы. Это исключает ошибки обмена данными, улучшает качество проектов и увеличивает производительность труда.

Большинство приведенных программных пакетов являются зарубежными и только программный комплекс CREDO, разработанный НПО «Кредо-Диалог» (г. Минск), является отечественной разработкой, поэтому полностью адаптирован к строительным нормам и технологиям производства работ, структуре строительного комплекса стран СНГ. Это обстоятельство выгодно отличает CREDO от аналогичных зарубежных систем, приведенных выше, однако CREDO ориентирован, в основном, для проектирования автомобильных дорог.