Проблемы развития транспортных коммуникаций: Сборник статтей, страница 19

Для точного расчета площади поперечного профиля используется формула Гаусса, рекомендуемая в [10]:

,

где хi, уi – прямоугольные координаты узловых точек поперечного профиля;

n – число узловых (характерных) точек поперечного профиля.

Причем в узловые точки поперечного профиля земляного полотна включаются и точки поперечного профиля земли, оказавшиеся под насыпью или над выемкой и оказывающие влияние на очертания поперечного профиля. Таким образом в программе учитывается косогор местности. Аналогичный подход используется и для расчета площади срезки растительного слоя.

По рассчитанным значениям площадей поперечных профилей земляного полотна в необходимых сечениях производится расчет объемов земляных масс для всей длины проектируемого сооружения по формуле

,

где N – число сечений земляного полотна, в которых выполнен расчет его площади;

Li – длина i-го участка работ;

Fi, Fi+1 – площади поперечного сечения земляного полотна соответственно в начале i-го участка и в конце i-го участка земляных работ.

Расчет ведется для каждого участка работ отдельно с разделением на выемку и насыпь и с нарастающим итогом. Производится расчет балансового объема. В необходимых случаях автоматически выполняется расчет точки нулевых работ с применением линейной интерполяции. В перспективе возможно подключение и сплайновой интерполяции.

Альтернативными методами расчета объемов земляных масс являются методы, в которых рабочая отметка вычисляется с помощью сплайновой и сплайновой сглаживающей аппроксимации. Сравнительные данные показали, что даже приближенный расчет объемов земляных масс с использованием сплайновой аппроксимации продольного профиля земли дает аналогичные результаты с точным методом традиционного счета.

По приведенному в статье описанию разработана компьютерная программа «ПРОФИЛЬ» (Delphi–проект) и выполнено ее тестирование на примере выполняемого институтом Минский «Промтранспроект» примыкания подъездного пути промышленного предприятия в г. Калининграде (РФ). Применяются как нормы [4, 5], так и нормы [3]. Получены удовлетворительные результаты.

В заключении необходимо отметить, что выполненная работа является первым этапом автоматизации проектирования поперечных профилей земляного полотна линейных сооружений железных дорог. На втором этапе необходимо проводить дальнейшее совершенствование методики расчета, выполнять детализацию идей и решений, предложенных в статье, а также переходить к технологиям сквозного проектирования. Такой переход может быть выполнен, например, при адаптации разработанной программы к среде AutoCad.

Список литературы

1.  Указ Президента РБ А.Г Лукашенко №40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» // Советская Белоруссия. – 2002. – 19 января. – С. 2.

2.  Пожидаев С.А. Автоматизация расчетов земляных масс в проектах вертикальной планировки транспортных коммуникаций // Вестник БелГУТа: наука и транспорт. Научно–производственный журнал. –2002.– №1 (4).– С. 66–69.

3.  Строительные нормы и правила: СниП II–39–76. Часть II. Нормы проектирования. Глава 39. Железные дороги колеи 1520 мм/ Госстрой СССР. М.: Стройиздат, 1977, 69 с.

4.  Национальный комплекс нормативно-технических документов в строительстве. Строительные нормы Республики Беларусь: СНБ 3.03.01 – 98. Железные дороги колеи 1520 мм/ Министерство архитектуры и строительства РБ. Минск: ГП «Минсктиппроект», 1998, 26 с.

5.  Система нормативных документов Министерства путей сообщения Российской Федерации. Строительно-технические нормы Министерства путей сообщения Российской Федерации: СТН Ц-01-95 «Железные дороги колеи 1520 мм/ МПС РФ. Москва: АООТ «Политех-4», 1995, 86 с.

6.  Пожидаев С.А. Построение сплайновой математической модели местности при проектировании вертикальной планировки //Проблемы развития транспортных коммуникаций: Межд. сб. науч. тр. / Под ред. В.Я. Негрея. – Гомель, 2000. – С. 109–115.

7.  Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог: СН 449 – 72 / Госстрой СССР. М.: Стройиздат, 1973, 112 С.

8.  Завьялов Ю.С., Квасов Б.И., Мирошниченко В.Л. Методы сплайн–функций. – М.: «Наука», 1980. – 352 С.

9.  Проектирование железнодорожных станций и узлов: Справочное и методическое руководство / Под ред. А.М. Козлова и К.Г. Гусева. М.: Транспорт, 1981. – 592 С.

10. Изыскания и проектирование железных дорог: Учебник для вузов ж.-д. трансп. / И.В. Турбин, А.В. Гавриленков, И.И. Кантор и др.; Под ред. И.В. Турбина. – М.: Транспорт, 1989. – 479 С.

Получено 15.07.2003 г.

ISBN 985-6550-46-7 Проблемы развития транспортных коммуникаций.

Гомель, 2005

УДК 629. 45

Е. А. Аксёнчикова

Белорусский государственный университет транспорта

Пути повышения эффективности функционирования системы обслуживания пассажирских составов

В данной статье рассматривается проблема улучшения функционирования системы обслуживания пассажирских составов и повышения качества обслуживания пассажиров.

Рынок транспортных услуг должен складываться на здоровой конкурентной основе различных видов транспорта. В Республике Беларусь основным конкурентом железнодорожного транспорта является автомобильный.

Для повышения конкурентоспособности железной дороги на рынке транспортных услуг пассажирских перевозок необходимо много сделать по решению проблем вопросов:

- развитие ремонтно-технической базы;

- обеспечение высокого уровня комфорта и сервиса на вокзалах и в поездах;

- повышение точности и надежности перевозок;

- повышение безопасности перевозок пассажиров;

- сокращение времени доставки пассажиров;

- уменьшение ущерба окружающей среде.

Решение поставленных задач в значительной степени определяется развитием пассажирских технических станций и их оснащением.

Качество обслуживания пассажиров во многом определяется подготовкой составов в рейс. Для достижения ее высокого уровня необходимо большое внимание уделять как техническому обеспечению подготовки составов в рейс, включая качество ремонта вагонов; работоспособности жизнеобеспечивающих систем вагонов, так и наружной и внутренней чистоте, состоянию постельных принадлежностей, а также организации питания.



* В порядке обсуждения