Проблемы развития транспортных коммуникаций: Сборник статтей, страница 5

Использование при расчете количества путей в сортировочном парке такого параметра как число формируемых назначений позволяет сделать вывод, что в расчете ПФ путевое развитие станции должно выступать не как ограничитель, накладывающий запрет на варианты, требующие большего количества путей в сортировочном парке. Необходима разработка критерия, выраженного в денежной форме, с помощью которого можно было бы оценить эффективность усиления путевого развития сортировочных станций с целью реализации оптимального ПФ. Базой для такой оценки может служить сравнение затрат на строительство и содержание дополнительных путей в сортировочном парке и экономии, получаемой при данном варианте организации вагонопотоков по сравнению с другими вариантами (формирование меньшего числа назначений и направление вагонопотоков по альтернативным маршрутам с переработкой вагонопотока на других станциях). Уменьшение количества вагонов в накапливаемых группах на путях сортировочного парка до определенного количества может привести к ситуации, когда экономически выгодно накапливать группы вагонов двух назначений на одном пути сортировочного парка. Такая практика широко используется на существующих станциях  из-за нехватки сортировочных путей. При комплексной оценке вариантов ПФ поездов следует учитывать, что замена участковых поездов групповыми уменьшает требуемое количество путей для обработки, накопления и отправления участковых поездов в соответствующих парках, но, как правило, увеличивает загрузку транзитных парков, т.е. происходит перераспределение работы между парками, горкой и вытяжными путями.

Сортировочная работа на зарубежных железных дорогах в основном идет по пути максимальной детализации подборки вагонов по направлению следования, т.е. используются принципы группового формирования.  Соответственно,  в методику расчета количества путей в сортировочном парке должны быть внесены коррективы, учитывающие возможность увеличения количества назначений при сокращении величины вагонопотока.

Принимая во внимание взаимосвязь методик расчета путевого развития сортировочных станций и плана формирования, решающее значение для определения подхода к их усовершенствованию имеет определение той границы величины потока, с которой начинается изменение закономерности в соотношении «величина потока – количество назначений». Влияние на это соотношение оказывает и такой фактор, как роль групповых поездов в общей структуре системы организации вагонопотоков.

Получено 14.08.2003 г.

ISBN 985-6550-46-7 Проблемы развития транспортных коммуникаций.

Гомель, 2005

УДК 656.21

В.А. Подкопаев

Белорусский  государственный университет транспорта

П.Я. Белянко

Белорусская железная дорога

СТРУКТУРА ТЕХНИЧЕСКОГО ПАСПОРТА СТАНЦИИ *

Даётся обоснование необходимости разработки единого комплексного документа, отражающего а достаточной степени техническую характеристику железнодорожных станций – технического паспорта станции, приводится его структура и краткое содержание основных разделлов.

В настоящее время характеристика железнодорожных станций отражена в различных документах: техническо-распорядительном акте, технологическом процессе, положении о станции, масштабных планах существующих станций, проектах их реконструкции, отчётных документах об объёмах выполненной работы различных форм и других.

Например, в техническо-распорядительном акте (ТРА) станции представлена только часть информации характеризующей технические параметры и в большей степени те, которые используются в оперативной работе. Многие разделы этого документа не несут в себе данных, которые необходимы, прежде всего, для разработки проектных решений, технической оценки комплекса сооружений и устройств, расположенных в пределах станций, отсутствует в достаточном объёме характеристика взаимодействующих со станцией подразделений других служб железнодорожного транспорта, промышленных предприятий и других объектов.

Наряду с этим необходимо отметить, что представленная в ТРА информация не в полном объёме отражает техническую характеристику элементов станции. Так в ведомости парков и путей отсутствуют данные о полной длине путей, типе рельсов, из которых уложены пути, длине съездов, не приводится суммарная длина путей по паркам, строительная длина. В документе отсутствует характеристика земляного полотна станции, в полном объёме – верхнего строения путей, стрелочных переводов, глухих пересечений, искусственных сооружений, расположенных в пределах станции. Этот перечень можно продолжать.

Важной информацией с нашей точки зрения, которая должна иметь место в материалах станции являются сведения о инженерных сетях расположенных в земляном полотне, на нём и над ним. В настоящее время эти данные, в той или иной мере отражающие их характеристику, имеются в соответствующих подразделениях железной дороги. Например, схемы сетей тепло и водоснабжения и водоотведения имеются в дистанции гражданских сооружений, энергоснабжения – в энергодистанции, устройств СЦБ и связи – в дистанции сигнализации связи и так далее.

Таким образом, документация, отражающая техническую характеристику станции, носит разрозненный характер по содержанию, порядку и форме ведения, месту хранения, учёту динамики работы и развития элементов станции. По этой причине при проектировании, строительстве и наконец оценке технического состояния элементов станции не представляется возможным без значительных затрат времени и инженерного труда установить полную и объективную картину существующего положения объекта.

Следовательно, перечисленные выше проблемы, связанные с отражением технической характеристики, параметров основных элементов станции приводят к необходимости создания единого комплексного документа – технического паспорта станции.

Безусловно, технический паспорт станции должен базироваться на таких нормативных документах как: Закон Республики Беларусь о железнодорожном транспорте, Устав железнодорожного транспорта общего пользования, Правила технической эксплуатации, Приказ о структуре Белорусской железной дороги, Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Республики Беларусь, Инструкция о порядке применения отдельных правил технической эксплуатации, Инструкция по сигнализации, Инструкция по движению поездов и маневровой работе на Белорусской железной дороге, Положение о железнодорожной станции и других, регламентирующих технические параметры и основные направления функционирования станции. Разработка технического паспорта станции приведёт к пересмотру, в случае необходимости и замене, а в некоторых случаях и отмене ранее изданных по этому вопросу документов.