Раскрытие проблематики исследования творческого наследия известного художника, общественного деятеля Халил-Бека Мусаясул, страница 8

Очевидно, что еще  в ранний период творчества у художника ощущается особая чуткость  восприятия  красоты. Красота для него – это земля, это люди, не только  юные, но и совсем старые люди, чьи глаза излучают человечность и мудрость. В работах Халил-Бека нет никакой изощренности – все просто, доступно восприятию каждого; лаконичные композиции, рисунок,  убедительность цвета. Построения его многофигурных картин – итог длительных творческих поисков до тех пор, пока  композиция не превращается в художественное единство, целостность.

Однако, за кажущейся простотой искусства Халил-Бека Мусаясул ощущается  глубинный пласт  всей мировой культуры, но в первую  очередь дагестанской.

Отсюда можно сделать вывод, что творческое  наследие  художника принадлежит   числу непереходящих  ценностей, прежде всего в художественной культуре Дагестана, а Халил-Бек Мусаясул по праву может  считаться классиком дагестанского  изобразительного искусства.

В настоящее время фондом Х.-Б. Мусаясул совместно с Международным Фондом Шамиля ведется сбор материалов, их систематизация и обобщение для издания второй книги дилогии «Страна последних рыцарей», авторами которой выступают  братья Магомед    и Омар Мусаевы, племянники художника.

Ведется огромная работа по возвращению картин и художественного наследия художника на родину. Все это делается, чтобы вернуть его имя, которое многие годы было предано забвению.

Готовятся к изданию дневники художника, которые он вел в ходе второй мировой войны, привезенные из США.

Возможно, что органы безопасности РД рассекретят и обнародуют досье на самого Халил-Бека, тем самым оказав неоценимую помощь в сборе материала.

Фонд Шамиля также планирует переиздать книги вдовы художника, матери Жероме, известной в миру как баронесса Мелани Оливия Юлия фон Нагель - Мусаясул.  Также планируется переиздать еще две книги, посвященные Халил-Беку: «Столовая гора» Ю.Слезкина, и «Чаша Диониса» К. Гамсахурдия.

Заслуженный художник РФ Магомед Шабанов – один из авторов Дагестанского герба, готовится к созданию художественного полотна по мотивам повести Халил-Бека Мусаясул «Страна последних рыцарей» для картинной галереи «История Дагестана в живописи».


Библиография


  1. Адильханов А.Г. К истории становления и развития  изобразительного искусства Дагестана // Сборник научных статей. Вып. 1., Махачкала, 2002. С. 69-84.
  2. Акбиев С.Х. Братья Мусаясул. Махачкала, 1995. С.15-45
  3. Абуков К. Долгое возвращение гения // Даг. Правда, 2000, С.4
  4. Гаджиева П. Халил-бек был действительно последним рыцарем. // Новое дело 1999, С.5
  5. Гаджиева С.Г. Отзывы о первом издании 1936 года на немецком языке // Страна последних рыцарей. Махачкала, 1999, С.267-298
  6. Мусаев–Манижал М.К. Сокровища, возвращенные Родине. // Эхо Кавказа, № 1, 1992, С.33-34
  7. Мусаев–Манижал М.К. Сны на чужбине. // Эхо Кавказа. № 1, 1992, С.31-32
  8. Мусаев–Манижал М.К. Кавказский друг и заступник // Даг. Правда, 2000, С.3.
  9. Мусаясул Х.-Б. Страна последних рыцарей. – Махачкала, 1999
  10. Магомедова З. Я надеюсь, что вернусь // Новое дело, 1999,С.7
  11. Магомедова – Чалабова М.И. Первый профессиональный художник // Возрождение, 1995 С. 47-48.
  12. Музыка красок / Под. ред. Э.М.Путерброт, Даг. кн. изд-во, 1979, С.98
  13. Перксен У. Верная древним истинам // Молодежь Дагестана, 1999, С. 8-9
  14. Становление профессионального искусства Дагестана / Л.В. Шахмарднова, П.М.Дибиров, М.И.Магомедова-Чалабова и др., Махачкала, 1983, С.110

Министерство образования РД

Управление образования г. Махачкалы

Научно- практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»

Халил – Бек  Мусаясул. Истоки.

Автор: Изиева А.С.,

Республика Дагестан, г. Махачкала,

Гимназия «Сахаб»,

11 класс

Научный руководитель:

Хаджаева Ф.А..,

Преподаватель английского языка, Гимназия «Сахаб»

Махачкала 2002