Раскрытие проблематики исследования творческого наследия известного художника, общественного деятеля Халил-Бека Мусаясул, страница 6

Одна из картин Халил-Бека Мусаясул – Манижал так и называется «Возвращение». Молодой горец в походной одежде с не отстегнутой еще саблей вошел в родной дом. Отсюда он уходил, чтобы защитить самое дорогое, что есть у каждого: свою семью – мать, жену, сестру, детей – свои корни и свое будущее. И вот он снова дома. Вернулся целым, невредимым, любящим и любимым, вернулся долгожданным. «Уста героев не мы, но зритель явно слышит разговор. Говорят даже не столько взгляды, сколько скупые, но выразительные жесты» - отмечает М.К. Мусаев-Манижал [7,с31-32]. Всплеснула руками старая мать, таких старух с обветренными морщинистыми лицами и сейчас можно встретить в любом селении Дагестана. Прижала руку к груди, чтобы унять стук сердца, сестра. Но жест самого героя обращен к хрупкой женщине на переднем плане. Этот вопрошающий жест властен и нежен. А она, как будто не проснулась еще от долгого ожидания. Она еще не совсем верит своему счастью, но рука ее трепетно и робко тянется к своему любимому.


III. Халил-Бек Мусаясул в художественной культуре Дагестана

Многонациональная структура  Дагестана,  безусловно накладывает отпечаток и на его изобразительное искусство, прежде всего в известном отношении осложняет проблему выявления его национального своеобразия, отношения к традициям народного творчества. Художникам Дагестана приходится идти  труднейшим  новаторским  путем постепенной разработки, сложения  и развития  совершенно нового явления – единой дагестанской художественной культуры, основа которой  (национальное  наследие) синкретически сочетает и объединяет в себе несколько культур.

Первым этот путь прошел Халил-Бек Мусаясул, опираясь  на опыт мирового профессионального  изобразительного искусства, но при этом обращаясь к дагестанской тематике.

В 20-е гг. дагестанское искусство выдвинуло немало крупных талантов. М.А. Джамал, М.К. Юнусилау, Х.Б. Аскар-Сарыджа – каждый  из этих художников имеет  свой особый круг тем и образов в живописи и скульптуре, свой отчетливо выраженный почерк. К наиболее ярким самобытным мастерам принадлежит Х-Б. Мусаясул.

Дарование Мусаясул отличается широким диапазоном – портреты, пейзажи, сюжетные композиции, графические работы для изданий. И все, что бы он ни делал, отмечено глубоко индивидуальным видением мира, своеобразной  остротой восприятия, высоким техническим совершенством.

Х-Б Мусаясул исторически  значителен и интересен тем, что в разгар  всеобщего  увлечения бесчисленными  разновидностями стилей (футуризм, кубизм, абстракционизм т.д.) он остается  продолжателем  реалистического   искусства, не отбрасывая лучших  традиций прошлого.

Простой и искренний художник вдохновлялся реальной жизнью, которую умел только наблюдать. Мусаясул проницательно усматривал в окружающем то, что считал самым главным.

Портрет, как  очевидно, был  излюбленным жанром художника. Лица портретов, обращенные к зрителю, приветливы  и открыты. Особенно  в них пленяет  благородство, скромность и достоинство. Череда женских образов «Портрет баронессы Мелани Мусаясул», «На балконе» и др. (см. Приложение, II-VI) и полна  полузабытой  прелестью женственности и грации. В передаче психологической характеристики  модели в работах Халил-Бека, важен  не только колорит,  но и линейный ритм. Художник так наблюдателен и так правдив, что как бы помимо намерения достигает портретной характеристики в мимике лица, в структуре всего тела, в его позе и движениях.

При этом, национальное проявляется не только во внешнем – в достоверности типов людей, их костюмов и поведения, но в и в чем то более глубоком, идущем от сердца.

Оторванный от родины, он стремится воскресить в своем воображении картины дагестанской жизни, быта.