Раскрытие проблематики исследования творческого наследия известного художника, общественного деятеля Халил-Бека Мусаясул, страница 5

В 1921 году Халил-Бек возвращается в Мюнхен, чтобы продолжить прерванное обучение в Королевской Академии художеств. В 1926 году он завершает учебу. Здесь, в Германии перед ним открылись большие перспективы. Для своего совершенствования. Халил-Бек решает остаться в Мюнхене и постажироваться  в мастерских известных художников Европы, чем вызывает гнев властей своей страны. С этого времени он попадает в немилость  и оказывается в числе «лишенцев» Родины.

Халил-Бек много ездит по странам ближнего Востока, работает в Испании, Швейцарии, природа, которых кажется ему в какой-то мере созвучной природе родного Дагестана. Этот период его творчества характеризуется наличием большого количества пейзажей и этюдов.

Но при этом художник не уходит и от своего любимого жанра портрета. Его «Аварка» 1937г. – это и ностальгическое воспоминание, обретающее классическую  форму портретов Кватроченто (раннее Возрождение) с его вниманием к детали, «способности в капле видеть вечность .»

Угловатая  пластика жеста, околдовывающий взгляд суровых и в тоже время  нежных глаз, намек на таинственную леонардовскую полуулыбку наполняет портрет необычайной многозначностью, « придает ему иконный образ.»

В «Мадонне» Халил-Бека классическая композиция насыщена громадным внутренним напряжением . (см.Приложение ,IV)

Женские лики на картинах Халил-Бека всегда чуть печальны и наполнены классической красотой.

После Второй мировой войны Халил-Бек переезжает  в США. Чем и ознаменовался третий и самый краткий период  его творческой деятельности. Он поселился на постоянное жительство в Нью-Йорке. Художник купил просторную мастерскую, много работал. С новой силой развернулось его творческое дарование.

Ведущее место в творчестве  Халил-Бека Мусаясул в этот период занимает портрет во всех его жанровых разновидностях, типах и формах. Как отмечает М.И. Магомедова – Чалабова: «Это портреты – типы, это портреты – картины, исторический портрет, групповые портреты – картины, автопортрет».  [11, С. 47].

В психологическом портрете Халил-Бек Мусаясул привлекает духовный мир человека без «маски». С особой силой и глубиной это проявилось в автопортрете художника 40-года. В нем не только верный и тонкий самоанализ творческой мысли, но и нечто большее – отражение духовных переживаний. Особенно впечатляет обращенный в зрителю сосредоточенный, встревоженный, пристальный взгляд. В таких работах художника, как «Портрет Баронессы Мелани Мусаясул» , «Девушка из Дагестана» прослеживается отточенность рисунка, изысканность колорита и абсолютное сходство с оригиналом, а также таинственная внутренняя красота (см. Приложение II-III). Примечательно то, что все работы этого периода пронизаны тоской по Родине.

Как пишет  М. К. Мусаев Манижал: «Только в снах он возвращался на Родину. Вновь  испытывал полузабытый трепет, с которым впервые дотронулся до танственно-мерцающей насечки на серебряных ножнах кинжала деда.  С мельчайшими подробностями видел и знакомую тропинку, ведущую к дому, горянок со строгими и прекрасными лицами, спешащими за водой.  Нежная зелень на склоне манила прилечь. Знакомый родник так ласково и призывно журчал, что в который раз  он не выдерживал соблазна и  жадно приникал к его обжигающей холодом струе, воспаленным от жажды ртом. Но ни разу, ни разу он не мог напиться до конца. На этом месте сон всегда обрывался…». [7,с 31-32]