Раскрытие проблематики исследования творческого наследия известного художника, общественного деятеля Халил-Бека Мусаясул, страница 4

Все многогранное творчество Халил-Бека Мусаясул можно разделить  на 3 основных периода: это этапы  его творческого становления, как  талантливого  художника. Судьба  сыграла  в его творчестве  немаловажную роль.

Начал Халил-Бек свой  путь в мир большого искусства,  будучи муталимом (учеником) Согратлинского  медресе Халил-Бек Мусаясул страстно хотел рисовать красками живые существа. У его товарищей и учителей, которые наблюдали  его странное увлечение, сложилось о нем, к его великому огорчению, мнение как о безбожнике, потому что по канонам Ислама рисовать людей запрещается. Но жажда к рисованию, именно «живого» было сильнее, чем все упреки  и нарекания, на которые не скупился учитель, когда вновь заставал мальчика с его цветными карандашами.

После окончания учебы в этом училище Халил-Бек в 1910 году поступает  училище изящных искусств в Тифлисе.

Он жадно впитывал знания и много работал.

В этот период в сатирическом журнале «Молла Насреддин»,  популярном у прогрессивной общественности Кавказа, стали появляться смелые карикатуры молодого художника.  Пришла первая известность. В архивах журнала, издавшемся в Баку, обнаружено 20 графических рисунков, принадлежавших Халил-Беку, и подписанных им.  «ХалилМусев», «Мусаев Чохский», «Дагестанец».  Среди них, изображающие жанровые сценки, из повседневной жизни такие как: «Трамвай», «На улице», «В азербайджанском  театре», «Мусульманин-интеллигент», «Приезжий из Тифлиса» и др.  В них художнику удается показать наиболее примечательные черты своих персонажей, передать не только типичный, внешний облик, но и внутренний характер героя.

Одни рисунки выполнены легким касанием пера о бумагу («Хоть в преисподнюю, но не в школу», «Надо учиться») и покоряют тонкость штриха, легкостью исполнения.

В других – беглый, чуть угловатый, кое-где прерывистый штрих не только передает остроту и выразительность образа, но и придает ему легкость, почти музыкальное созвучие линий и штрихов. В третьих – художник прибегает в трактовке фона и среды, но при этом не к параллельному штрихованию, а к росчеркам («В опиумной»). Функции росчерков тут довольно разнообразны и сообщают затемненость глубинам. Фон в этих работах дается только как среда, предметность в нем почти отсутствуют.

В 1913 году Халил-Бек, поступает в Мюнхенскую  Королевскую Академию художеств. Работы этого периода: учебные  постановки, работы с живой натурой, наброски, к сожалению, не сохранились.

С началом Первой Мировой войны поданный России, Халил-Бек вынужден был прервать учебу и, преодолевая огромные препятствия вернуться на Родину. С этого момента начинается второй период его творческой деятельности. Халил-Бек много трудится. Он работает главным художником в типографии Магомеда Мирзы Мавраева в Темир-Хан Шуре. Как уже отмечалось, в те годы он сотрудничает и с редакцией журнала «Молла Насретдин» издававшегося в Баку. А с августа с 1917г. Халил-Бек является художником первого литературного и  иллюстрированного журнала Дагестана «Танг-Чолпан».

Для журнала «Танг-Чолпан» была создана целая галерея портретов. Среди них портреты князя Н. Тарковского, Нажмутдина из Гоцо, социалистов – М. Дахадаева, Дж. Коркмасова, Тахо-Годи, Хизроева, Шейха Узун-Гаджи и др.

Сотрудничество в журналах принесло Халил-Беку Мусаеву широкую известность в Дагестане и за его пределами. В 1919 году во Владикавказе с огромным успехом прошла его первая выставка. В 1920г. критик Т. Деви пишет о Халил-Беке Мусаеве в газете «Кавказ» от 26 февраля восторженный отзыв: «Он всегда возлюбленный рыцарь Прекрасной Дамы Земли, и потому она цветет для него сказками и чудесами. И как прекрасно когда в суете политической жизни неожиданно увидишь отблески этого вечного торжества человеческого духа над жизнью». Сказанное выше можно в первую очередь отнести к прекрасной композиции «Царская охота» написанной в 1918г. или как ее называют по-другому «Охота Шах-Аббаса».