Раскрытие проблематики исследования творческого наследия известного художника, общественного деятеля Халил-Бека Мусаясул, страница 7

Именно воспоминаниями о родине навеяны его иллюстрации в биографической книге «Страна последних рыцарей», а также портреты его жены,  в которой он искал черты  замкнутых аварских красавиц, и конечно, в воображаемых портретах самих аварок, для которых ему, позировала та же Мелани.

Рассматривая репродукции и фотографии произведений Мусаясул, выполненных  в 30-е и 40-е годы и  хранящихся в собрании его вдовы в Нью-Йорке, можно провести параллели с его ранними работами из Махачкалинского художественного музея и попытаться найти разгадку судьбы художника, так рано  оторванного от истоков родной культуры.

Поэтому поводу М.К. Мусаев Манижал писал: «Разлука и расторжение связей с Родиной всегда трагедия   для настоящего художника, а тем более для горца. Но какую свободу творчества мог предоставить Халил-Беку тогда его родной Дагестан, попавший в смертоносные тиски для всего неординарного.»

Создавая  галерею  женских образов, Мусаясул сознательно или неосознанно сублимировал ностальгические чувства, которые   сродни «чувствам ребенка, оставшегося  сиротой в раннем возрасте».  Поэтому и образ женщины  в его живописи, зачастую не просто гимн  кавказским красавцам и образ, воплощающий  в себе материнское  начало, родину в ее земном  женственном воплощении. Особенно характерна в этом отношении его картина «Девушка из Дагестана».  (см. приложение, III). Под традиционной кавказской одеждой угадываются мягкие и нежные формы цветущего тела девушки.

Х.-Б. Мусаясул оставляя свои послания, свои картины надеялся, что они дойдут, хотя бы через целую жизнь. Одна из его записей гласит: «Я,  ведомый  воспоминаниями,  я надеюсь, что я вернусь. пусть продлится моя юность, пусть продлится вся моя жизнь, но я все же вернусь на родину. »

В 1999г. институту искусств ДГПУ было присвоено имя Халил-Бека Мусаясул, учреждены  и впервые вручены  его  именные стипендии, а на здании института появилась  соответствующая  «мемориальная доска». Фонду  Шамиля удалось издать книгу о Дагестане «Страна последних рыцарей»,  написанную  художником в  далекой  Германии на  немецком языке. И самое главное, к 18 июня 1999 г. было приурочено открытие первой на  родине  выставки работ  и личных вещей  Халил-Бека.

Его творчество органично вошло в современное дагестанское изобразительное искусство и обогатило его. Очевидно, что можно провести параллели между работами Халил-Бека и работами современных дагестанских художников, например Х.М. Курбанова. Особенно очевидны эти связи  в портретном жанре. Курбанов в своем портрете «Андийка» изображает свою современницу в андийском костюме, приближая к нашей жизни ценнейшие традиции прошлого, также как в свое время Халил-Бек Мусаясул. 

Самому художнику так и не удалось вернуться на родину. Хотя   большинство его работ свидетельствуют: Халил-Бек  не забыл свой родной край.


Заключение

Искусствоведческий анализ  творчества Х-Б Мусаясул представляет  значительные трудности как в силу  объективных  причин,  поскольку изобразительное искусство – это  наиболее  сложная сфера  художественного творчества, так и в силу  субъективных  причин, поскольку  исследователи  пока не  располагают достаточным материалом,  в частности  иллюстративным.

В настоящее время  идет долгожданное, хотя  и медленное «возвращение  Халил-Бека на Родину». Долгожданное, потому что именно в последние годы в искусстве наблюдается зрелище  надуманных поисков, вычурности «почерков» и «манер», «амбициозного самоутверждения», скрывающих отсутствие чувства, мысли, а порой элементарного мастерства. Именно на этом фоне  особенно выделяются  произведения Халил-Бека Мусаясул.

В данной работе рассматривались проблемы творческого становления  и развития личности  Халил - Бека, как художника (I.), анализировались три основных этапа творчества художника (II.),  а также оценивалось явление Х-Б Мусаясул, его  творчества в художественной культуре Дагестана (III.)