Раскрытие проблематики исследования творческого наследия известного художника, общественного деятеля Халил-Бека Мусаясул, страница 2

«….Я кажется, все больше удаляюсь от моих гор, но это не так, потому что в глубине души я понимаю, что обойдя весь мир, ведомый воспоминанием, я все равно вернусь  на родину, даже если мое паломничество будет долгим, может быть продлится всю мою юность, а возможно и всю мою жизнь». Эти пророческие слова запишет в своей книге «Страна великих рыцарей» Халилбек Мусаясул, чье имя и чье творчество вернется в родной Дагестан лишь в начале 90-х годов ХХ века и займет свое  место в ряду классиков дагестанского изобразительного искусства. «На небе художественной культуры Дагестана, - пишет по этому поводу С.Х. Акбиев, - есть творцы, имена которых не смогли стереть из памяти ни пыль эпох, ни преследования и запреты. Одним из них является выдающийся художник современности Халил-Бек Мусаясул» [1,С.16]

Халил-Бек Мусаясул родился в 1856 году в аварском селении Чох, в семье капитана царской армии Исрафила Манижал Мусаясул. За доблестную службу царю и отечеству предкам Халил-Бека был пожалован целый ряд привилегий, в том числе и принятие их наследников на казенный счет в учебные заведения России и Западной Европы. Благодаря этому в 1910 году Халил-Бек, с детства, увлекающийся рисованием, после окончания  Грозненского реального училища поступает в Тифлисское училище изящных искусств, являвшееся филиалом Петербургской Академии художеств. В 1913 году Халил-Бек едет в Германию, где как особо одаренный выпускник училища был принят в Мюнхенскую Королевскую Академию художеств. Однако, вскоре началась первая мировая война и Халил-Бек был вынужден вернуться на Родину.

В те годы молодой художник сотрудничает с редакцией сатирического журнала «Молла Насретдин», издававшегося в Баку. В 1917г. Халил-Бек  был принят на работу в издательство первого дагестанского литературного и иллюстрированного журнала «Танг-Чолпан», также он сотрудничает с типографией Магомеда-Мирзы Мавраева в Темир-Хан Шуре.

В Дагестанском музее изобразительных искусств  хранятся замечательные работы Халил-Бека Мусаясул того периода «Хочбар», «Шахская охота»,  «Портрет Улубия Буйнакского» и другие, в которых уже угадывается манера и стиль будущего большого мастера.

В 1921г. Халил-Бек возвращается в Мюнхен, чтобы завершить свое свое образование. Описывая этот период жизни художника,  С.Х.Акбиев пишет: «Халил-Бек не довольствуется теми знаниями, которые получал в студенческих аудиториях и художественных мастерских по специальности, он находит время для посещения лекций и практических занятий по анатомии». [1, С.19]

Безусловно, что полученные знания по анатомии и строению человека сыграли большую роль в формировании мастерства Халил-Бека, как портретиста.

Накопившуюся жажду знаний он утоляет в лучших музеях Европы, едет на стажировку в Италию, много путешествует по странам Ближнего Востока и неустанно работает.

В 1926г. Халил-Бек завершает учебу. В Германии перед ним открываются большие перспективы для совершенствования своего мастерства, однако чиновники  Союза ССР отказывают ему в просьбе остаться в Мюнхене и работать в мастерских лучших художников Европы. Халил-Бек делает свой выбор. Он остается свободным художником ценой изгнания из Родины. Конечно, такое решение не могло не повлиять на судьбу родных Халил-Бека, оставшихся в Дагестане. Его старший брат, работавший учителем в сельской школе, был приговорен к смертной казни и расстрелян в 1938 году. Имя самого Халил-Бека Мусаясул и его творчество было предано забвению на долгие годы.

Однако, за рубежом растет известность дагестанского художника. Начиная с 20-х годов, произведения его выставляются в лучших музеях и картинных галереях Парижа, Мюнхена, Мадрида.

Халил-Бек становится знаменитостью, входит в круг прогрессивно настроенных художников, какими были Пикассо, Модельяни, Матисс, Рерих, Рубо.