Учитесь толковать сновидения. Из чего возникают сновидения. Что такое внутренняя цензура, страница 9

Да, сновидение состоит из многих элементов и плюс к этому сопровождается довольно яркими переживаниями. Но здесь есть выход: можно  брать для исследования каждый элемент в отдельности и смотреть, куда ведет каждый след. Да, нам может вообще ничего не прийти в голову, но вспомним, что после настойчивых расспросов хоть какую-то мысль мы из себя выдавим — безразлично какую. Вижу, вижу сомнение на вашем лице. Но вы неправы, и не правы в главном. По инерции мышления вы все еще продолжаете верить в хаотичность психических процессов, в произвольность бегущих мыслей, хотя уже третье занятие подряд мы систематически убеждаемся в обратном. Кирпич ни с того, ни с сего никому и никогда на голову не свалится, и пока у нас нет ни одного доказательства, что наша психика — исключение. Впрочем, не будем противопоставлять одну веру другой, а обратимся снова к доказательствам, тем более, что экспериментальная психология располагает ими с избытком.

Рассмотрим явление свободных ассоциаций. При ассоциациях не свободных, а заданных, в дело идет наш опыт и теоретические знания. Если, например, ассоциации задаются темой "книгопечатание", мы подберем понятия: книга, переплет, бумага, станок, типография и т.п. При заданных ассоциациях мы опираемся на мышление. При свободных ассоциациях размышления исключаются; внимание обращено не к теме, а внутрь себя. Необходимо уловить первый отклик души на предложенное вам слово (слово-раздражитель). В это не так сложно включиться, хотя иногда встречаются люди не способные к свободным ассоциациям. Вот пример свободных ассоциаций. Один мой приятель, жаловавшийся на апатию, на слово станок выдал пирожки. "Почему, — спрашиваю, — пирожки?" Оказалось, еще в школе он сломал однажды станок. В наказание на время обеда его заперли в мастерской, а обед состоял из пирожков и компота. Мы продолжили цепочку свободных ассоциаций: школа, улица, трамвай, мастерская... Это была обувная мастерская, где когда-то работал его отец-инвалид. Мы иногда забегали туда "что-нибудь поделать". ... Склад, Талина... Дальше заклинило.

— Послушай, а как у тебя с женой?

Он, скривив рот, махнул рукой. Ясно. Заела, значит. Цепочка указала на конфликт с окружением (людская несправедливость). В мастерской отца его постоянно упрекали за безалаберность, со склада выгнали за прогул, Галя-кладовщица на него ноль внимания, а теперь жена грызет. Как видите, хаотически возникающие слова жестко детерминированы (т.е. вызваны весьма определенной причиной), интересно, что, как и при толковании сновидений, для понимания скрытого смысла возникающих образов необходимо хорошо знать обстоятельства жизни человека, поэтому любой анализ полезно начинать с предложения: "Расскажите мне все, что о себе знаете". Это долгий и кропотливый процесс. Кстати, заклинивание цепочки ассоциаций — проявление уже знакомого нам сопротивления. Чтобы преодолеть его, строятся новые цепочки от других исходных слов-раздражителей, пока определенно не выявляется неосознаваемый человеком источник дискомфорта — комплекс. Надо заметить, что обычно корни комплекса лежат гораздо глубже, чем сначала кажется. Ведь многие сталкиваются с людской несправедливостью, однако не всех з угнетает так, как моего приятеля. Думаю, что в его случае эти корни далеком детстве, когда дети дразнили его отца за горб, вызывая в сын сильные, травмировавшие психику переживания.

Надеюсь, теперь вы с доверием отнесетесь к мысли о том, что свободные ассоциации имеют вполне определенный смысл. Однако причем же тут сновидения? При том, что разбивая сновидение на соста вляющие его элементы, мы можем использовать каждый такой элемент качестве исходной точки в цепочке свободных ассоциаций (вместо слова-раздражителя), и цепочка эта гораздо быстрее и вернее приведет на к источнику сновидения — скрытому психическому раздражителю. Почему быстрее и вернее? Потому что обычное исходное слово-раздражитель может оказаться весьма далеким от комплекса, а образы сновидений бессознательно возникают в глубинах вашей души.