Учитесь толковать сновидения. Из чего возникают сновидения. Что такое внутренняя цензура, страница 6

Итак, весенним утром я иду гулять и бреду зеленеющими полями в соседнюю деревню, там я вижу жителей деревни в праздничных платьях с молитвенниками в руках, большой толпой направляющихся в церковь. Ну да, ведь сегодня воскресенье, и скоро начнется ранняя обедня. Я решаю принять в ней участие, но сначала отдохнуть на окружающем церковь кладбище, так как я немного разгорячен. Читая здесь различные надгробные надписи, я слышу, как звонарь поднимается на колокольню и вижу наверху маленький деревенский колокол, который должен возвестить начало богослужения. Некоторое время он висит неподвижно, затем начинает колебаться — и вдруг раздаются его громкие пронзительные звуки, такие громкие и пронзительные, что я просыпаюсь. Звуки, однако, исходят от будильника.

Второе.

Ясный зимний день; на улицах сугробы. Я согласился принять участие в прогулке на санях, но вынужден долго ждать, пока мне сообщат, что сани у ворот. Затем следуют приготовления к тому, чтобы, усесться, — надевается шуба, достается ножной мешок; наконец, я сижу на своем месте. Но отъезд еще задерживается, пока вожжами не дается знак нетерпеливым лошадям. Вот они трогаются с места; сильно трясущиеся колокольчики начинают свою знаменитую янычарскую музыку с такой силой, что паутина сна моментально рвется. Опять это не что иное, как резкий звон будильника.                                          

Третье.

Я вижу судомойку, проходящую по коридору в столовую с несколькими дюжинами тарелок, поставленных одна на другую. Мне кажется, что:

колонна фарфора в ее руках вот-вот потеряет равновесие. "Смотри, — говорю я, — весь груз полетит на землю. " Разумеется, следует неизбежное  возражение: я уже привыкла к подобному и т.д., между тем я все еще не спускаю беспокойного взгляда с идущей. И в самом деле, на пороге она спотыкается, и хрупкая посуда с треском и звоном разлетается по полу. Но этот бесконечно продолжающийся звон, как я скоро замечаю, не треск, а настоящий звон, и виновником его, как уже понимает просыпающийся, является будильник.

Таким образом, все три сна подтверждают наше первое открытие:

сновидение — ответ на раздражение. Относительно второго открытия — что сновидение использует материал нашей памяти — есть подтверждения в первом (соседняя, а не какая-то деревня) и третьем (его судомойка) сновидениях. Подтвердилось и третье открытие: сновидение подменило звон будильника, объяснив его иначе, но очень убедительно, давая возможность еще поспать. Четвертое открытие — о необходимости знать обстоятельства жизни человека — подтвердилось лишь частично. Шестое открытие (тайну сновидения может знать лишь сам спящий) теперь уже наверняка доказано.

Я пропустил пятое открытие — что для толкования необходимо знать события предыдущего дня. Дело в том, что, приводя эти примеры, Фрейд не заметил очень существенного общего для всех трех сновидений обстоятельства: в каждом сновидении спящий внимательно ждал! Ждал, глядя на колокол, когда же он, наконец, зазвонит; ждал, досадуя, когда же, наконец, поедем; с тревогой ждал, что судомойка все-таки разобьет посуду. Толкование довольно просто: вчера он ставил будильник. Он имел четкую установку проснуться по звонку. Поэтому сновидение и не справилось со своей функцией — сохранить сон, а наше пятое открытие нашло подтверждение. Вот, например, случай, когда звон не разбудил спящего. Это сновидение самого Фрейда. Когда он был в одном тирольском местечке, ему приснилось, что умер Папа Римский. Утром жена спросила его, слышал ли он ужасный колокольный звон под утро? Он не проснулся, потому что сновидение все объяснило.