Учитесь толковать сновидения. Из чего возникают сновидения. Что такое внутренняя цензура, страница 37

Интересно, что сам спящий редко изображается в сновидении. Просто я знаю, что все события в моем сновидении происходят именно со мной. Более того, я — главный участник событий. В реальных событиях вы ведь тоже почти  никогда не видите себя со стороны. Если же ваша фигура изображается в сновидении, она всегда "какая-то не такая", иногда настолько, что вообще становится неузнаваемой. Чтобы точно идентифицировать себя с каким-то образом сновидения, достаточно определить, кто в сновидении испытывает аффект. Сосед как-то рассказал мне сновидение, в котором несколько одетых в военную форму людей переплывали через очень грязный и бурный поток, причем только один из них очень боялся. Значит, именно в нем показан спящий.

Комбинирование сложных составных образов (кентавров, драконов, фантастических ландшафтов, небывалых сооружений) происходит в случаях, когда сновидению необходимо изобразить не одно главное свойство, а сразу несколько свойств одного объекта. Девушке, которую старший брат обещал угостить черной икрой, приснилось, что ноги ее брата покрыты зернышками черной икры. В детстве она заразилась от него ветрянкой; теперь она тем же способом?: "получает от него" черную икру. Учтите, что очень часто части человеческого тела выступают в сновидении как самостоятельные объекты.                 

Отношения противоположности или отрицания не всегда воспроизводятся сновидением, но если это происходит, то делается с поразительной изобретательностью. Как по заказу, такое сновидение я видел вчера. Я ложусь спать очеш поздно и встаю чуть ли не в середине дня. В этот раз меня что-то разбудило, и  проснулся до рассвета, посмотрел на темное окно и недовольный заснул снова. Мне приснилось, что я просыпаюсь, когда УЖЕ темно и я недоволен этим. В этом сновидении все перевернуто: когда темно, я не встаю, а ложусь, и когда я встал поздно, я доволен, а не наоборот. Таким переворачиванием сновидение выдает себя: его содержание нужно понимать наоборот — либо в нем скрыта мысль не о позднем, а о раннем пробуждении, либо я не расстроен, а доволен. Помня,чтоаффекты в сновидении не искажаются, следует остановиться на толковании, что я недоволен ранним пробуждением. Это, конечно, незавершенное толкование потому что нельзя поддаваться иллюзии явного содержания сновидения. Нужо еще определить, что скрывается за таким элементом, как пробуждение, однако не будем отклоняться от темы.

Отрицание может изображаться также обратной последовательностью событий. Например, вы видите ранение своей руки и лишь затем — стреляющего в вас человека. Возможен и вариант буквального переворачивания изображения, например, горящая вверх ногами свеча и т.д. Иногда переворачиванию подвергается все сновидение. Одному пациенту приснилось, что отец ругает его за позднее возвращение домой. Анализ показал, что это он сердит на отца за слишком скорое возвращение, что в окончательном толковании говорит о желании отцу смерти (чтобы он не возвращался). Еще интересный пример: спящий видит себя поднимающимся в гору; первые шаги даются ему с неимоверным трудом, затем подъем становится все легче и легче, а на вершину он уже легко взбегает. Здесь противоположный смысл выдается обратным ходом испытываемых ощущений. Отрицания нет и не могут изображаться также невозможностью сделать что-либо. Рассмотрим для примера сновидение самого Фрейда:

Место действия не то частная клиника, не то какое-то другое учреждение. Появляется служитель и зовет меня на судебно-медицинское исследование. Я сознаю, что обнаружена какая-то пропажа и что "исследование" вызвано подозрением, что в пропаже этой виновен я. В сознании своей невиновности, с одной стороны, и своих врачебных обязанностей, с другой, я спокойно иду за служителем. У одной из дверей стоит другой служитель и говорит, указывая на меня: "Что же вы привели его; ведь это же порядочный человек. " Я вхожу затем без служителя в большой зал, где стоит много машин; зал этот напоминает мне, однако, ад с орудиями пыток.. За одной из машин я вижу своего коллегу, который должен был бы принять во мне участие, но он меня не замечает. Я получаю возможность уйти, но не нахожу своей шляпы и потому уйти не могу.