Учитесь толковать сновидения. Из чего возникают сновидения. Что такое внутренняя цензура, страница 13

Таким образом выглядит в общих чертах психоаналитический метод толкования сновидений. Ранее мы уже дважды пытались толковать сновидения и оба раза неудачно. Теперь мы узнали много нового и важного, так что можем отважиться на третью попытку. Выберем для этого небольшое ясное сновидение, приводимое Фрейдом, и посмотрим, как он его толкует. Это приснилось молодой, но уже давно вышедшей замуж женщине:

Она с мужем сидит в театре, одна половина партера совершенно пуст Муж рассказывает ей, что Элиза с женихом тоже хотели пойти, но досташ только плохие места — три за 1 флорин 50 крейцеров — и это их устроило. Она считает, что это не беда.

Как видим, здесь нет ничего экстраординарного. Ни фантастичности, ужасов, ни эйфории, сновидение не путанное, не разорванное, короче довольно заурядное. Не было никаких проблем и с вспоминанием, так что над этим работать не пришлось. Осталось лишь отрешиться от сюжетной связанности сновидения, разбить его на элементы и приступить к анализу, тоесть  расспросить видевшую сон, что она думает по поводу каждого элемента. Она  сама выбирала, в какой последовательности рассказывать. Происхождение сновидения оказалось тоже вполне понятно. Женщина сообщила, что накануне муж рассказал ей, что их знакомая Элиза, примерно одного возраста с ней, обручилась. Следующий элемент — наполовину пустой партер — был тоже понятен: на прошлой неделе она решила пойти в театр на нашумевший спектакль, поэтому заблаговременно купила билеты, однако настолько заблаговременно, что пришлось изрядно переплатить. Когда же они пришли в театр, половина партера была пустой, и ее забота оказалась напрасной. Она вполне успела бы взять билеты даже в день спектакля. Муж не преминул посмеяться над ее поспешностью. Следующий элемент — 1 флорин 50 крейцеров. Видевшая сон расценила его как намек на 150 флоринов, разговор о которых был накануне сновидения: ее невестка получила от своего мужа в подарок 150 флоринов, и эта дура не нашла ничего лучше, как тут же побежать к ювелиру и купить драгоценностей. "За эти деньги я могла бы приобрести в сто раз лучше!" — заявила пациентка.

А теперь прошу вашего особого внимания. Есть в этом сновидении один обсурдный элемент, причем именно один. Зачем для ДВУХ человек покупать три билета? Относительно числа 3 пациентка сначала ничего сказать не могла (мы уже должны насторожиться!), затем заметила лишь, что невестка только что обручилась, хоть всего на три месяца моложе ее, а она уже почти десять лет замужем. Дальше она не только не смогла ничего ответить, но и вообще отказалась от объяснений (!!!). Итак, наиболее загадочный элемент вызвал наибольшее сопротивление, и мы, опираясь на полученные в наших четырех занятиях знания, можем утверждать, что собака зарыта именно здесь.

Приступим к толкованию. Говоря о покупке билетов и посещении театра, пациентка подчеркивает не качество спектакля, не обстановку в театре, не состав публики, а ПОСПЕШНОСТЬ в покупке билетов, причем НАПРАСНУЮ поспешность и к тому же еще и НЕВЫГОДНУЮ. Все эти три момента присутствуют и в комментарии по поводу покупки невесткой драго-ценностей: она ПОСПЕШИЛА к ювелиру и сделала это НАПРАСНО, так как на эти деньги можно было сделать покупку гораздо ВЫГОДНЕЕ, "в сто раз лучше" (отметим, что суммы, выплаченные за билеты и драгоценности, различаются именно в сто раз). Общим для этих двух комментариев является и их эмоциональная окраска — чувство досады. Теперь мы знаем, что пациентку беспокоит БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ДОСАДА НА НАПРАСНУЮ И НЕВЫГОДНУЮ ПОСПЕШНОСТЬ. Но в чем? Это главный вопрос, ответа на который мы не имеем, потому что не раскрыли главную карту этого пасьянса:

Почему билета ТРИ? Наше толкование, таким образом, нельзя считать удовлетворительным, и мы констатируем, что потерпели очередную неудачу. Кроме того, мы не поняли, почему смысл сновидений искажается в его картинах до такой степени, что становится неузнаваемым; почему сновидения проистекают, в основном, из бессознательной сферы; почему мы их любим; почему ... Видимо, мы слишком энергично рванулись вперед, и придется отступить.