Учитесь толковать сновидения. Из чего возникают сновидения. Что такое внутренняя цензура, страница 33

Другая причина того, что бессознательная сфера, сексуальность и символизация оказываются тесно связанными, состоит в особенностях языка раннего детства. Этот язык столь же примитивен, как первобытный. В то же время наибольшему гнету подвергаются в первую очередь сексуальные интересы младенца. Например, ему разрешается все, кроме одного — играть с половыми органами (о сексуальности раннего детства мы еще будем говорить подробно). Таким образом, еще до возникновения в сознании внутренней цензуры и до развития полноценного языка у ребенка рождаются конфликты, отражающиеся как в сознательной, так и в бессознательной сферах его психики. Отсюда следует большой важности вывод: символизация не является результатом деятельности цензуры. Это иначе сформировавшийся и независимо от цензуры действующий механизм, функция которого — обеспечить образное представление мыслей изобразительными средствами. Рациональность образного представления мыслей очевидна. Возьмите любой фотоснимок и попробуйте передать его содержание письменно или устно, но с исчерпывающей полнотой. Вы будете говорить больше часа или испишете десятки страниц и все равно не достигнете полноты. Для демонстрации фотоснимка достаточно нескольких секунд. Несравнимо и эмоциональное воздействие.

Еще одна причина состоит в том, что символизация, как наиболее эффективное средство искажения, рационально направляется на наиболее неприемлемые сознанию сексуальные представления. Может быть, есть и другие причины. Возможно даже, что перечисленные причины не главные, однако о них, как и о происхождении многих символов, мы ничего не знаем. Отсутствие теории, однако, не мешает нам успешно использовать богатый опытный материал так же, как мы используем силу тяготения, не зная природы гравитации.

В заключение надо сказать, что символика сновидений не признается многими школами психологии, некоторыми психоаналитическими направлениями, от нее отвернулись даже некоторые сподвижники Фрейда, она встречает особое сопротивление многих вполне образованных людей. Однако, с другой стороны, толкование символов известно с древнейших времен (в области предсказаний, в основном), а символика сновидений была открыта еще до появления психоанализа философом Шернером в 1861 году. На протяжении столетия она успешно используется в лечении многих неврозов вообще и в толковании сновидений в частности. Так, например, теперь мы можем вернуться к неудачной попытке толкования сновидения о посещении театра (четвертое занятие). Напомню его:

Молодой, но давно вышедшей замуж женщине приснилось, что она с мужем сидит в театре, одна половина партера совершенно пуста. Муж рассказывает ей, что Элиза с женихом тоже хотели пойти, но достали только плохие места — три за 1 флорин 50 крейцеров — и это их не устроило. Она считает, что это не беда.

Как мы выяснили толкованием, женщину беспокоит бессознательная досада на напрасную и невыгодную поспешность, однако не смогли определить предмет досады. Мы также заметили абсурдность: ТРИ билета для ДВУХ человек, но число ТРИ пациентка не только не смогла объяснить, она вообще отказалась от дальнейшего анализа. Теперь мы можем заключить, что число ТРИ — символ мужских гениталий, то есть, в данном случае речь идет о муже. Она напрасно поспешила с замужеством; Элиза вот не торопилась и нашла себе мужа посостоятельнее. Свадьба, таким образом, заменена в сновидении посещением театра, поскольку является таким же спектаклем: и для того, и для другого пишутся сценарии, распределяются роли, шьются костюмы, присутствует публика, и т.д. Так подтвердилось, что наиболее мелкий, абсурдный и труднодоступный пониманию элемент оказался центральным в скрытом смысле сновидения. Однако, где же здесь осуществление желания? Оно в том, что Элиза в сновидении нашла ПЛОХОГО жениха (плохие три билета) и поэтому НЕ ВЫШЛА ЗАМУЖ (отказалась от посещения театра), поэтому поспешность не была напрасной, для досады нет причины, бессознательное конфликтное переживание в сновидении устранено. Фрейд, однако, иначе объясняет исполнение желания в данном сновидении. Он считает, что здесь реализовалось детское стремление к подглядыванию: "Зато я давно замужем и знаю, что при этом происходит, а ты нет (не пошла в театр)". Меня это не убеждает, а разъяснить ситуацию могла бы только пациентка, так что знак вопроса в этом сновидении остается навсегда.