Учитесь толковать сновидения. Из чего возникают сновидения. Что такое внутренняя цензура, страница 28

На проявления в сновидениях аффектов влияет и общий фон настроения человека. Так, общая угнетенность духа может полностью нейтрализовать радостные переживания, связанные с осуществившимся во сне желанием. Сновидение получится совершенно безразличным. Может произойти и наоборот: совпадение фона настроения с аффектом сновидения. Тогда в сновидении нас охватывает необыкновенное чувство, редко приходящее в реальности.

Это, однако, особые случаи. Как правило, аффекты никаким искажениям не подвергаются, лишь несколько подавляются. Это делает их ценным материалом для толкования сновидений. Появление аффекта в сновидении — стопроцентная гарантия того, что этот же аффект присутствует в вашей бессознательной сфере. Обращает на себя внимание, что именно аффекты при рассказывании сновидений чаще всего ускользают от внимания рассказчика. Все его внимание обращено на сюжет сновидения, на крупные элементы. Этого цензура и добивалась. Насколько хорошо мы теперь знаем, что сюжет следует вообще отбросить при толковании, а главное внимание обратить на самые мелкие и незначительные детали, настолько хорошо следует усвоить ценность для толкования аффектов.

Как и ошибочное действие, как и сновидение, как и навязчивость, аффект тоже является симптомом состояния бессознательной сферы, а иногда и невротическим симптомом. Это великолепный диагностический индикатор. Если вы даете кому-то взаймы и при этом спрашиваете, собирается ли он вернуть вам долг, а в ответ получаете взрыв возмущения ~ знайте, что дело плохо. Если жена застала вас с другой женщиной и устроила дикий скандал — знайте, что и за ней грех не меньше. Если вы возражаете с пеной у рта — знайте, что вы лжете сами себе. Чем эмоциональнее отвергаются результаты толкования, тем оно вернее. Неадекватный аффект, то есть, явно несоответствующее, преувеличенное эмоциональное реагирование с головой выдает своего хозяина. Загадка в том, как это срабатывает, и причем тут бессознательная сфера. Давайте разберемся.

Допустим, человек, берущий у вас деньги, не имеет абсолютно никакой намерения их присвоить. На ваш вопрос, вернет ли он долг, нормальная реакция — удивление или обида, может быть, растерянность, может быть — смех.

Теперь допустим, он действительно и не собирался возвращать вам деньги. Это его сознательное намерение. Тогда нормальная реакция — убедить вас, успокоить или обмануть, разыграв характерные для первой ситуации чувства.

Если же мы получаем искренний взрыв возмущения, то есть, явно несоизмеримый с ситуацией эмоциональный всплеск, это значит, что ваш вопрос, поступив в сознание человека, задел натянутую до предела струну. А что означают такие напряжения, мы уже знаем: в сознании поставлена заслонка и выставлена подпорка — имеется конфликт между противоположно направленными стремлениями. Сознательно он собирается вернуть деньги, но бессознательно сделает все возможное, чтобы избежать этого. Как это происходит, вы хорошо знаете: либо он постоянно забывает, либо вы вдруг как-то перестаете встречаться, либо он глубоко уверен, что уже рассчитался с вами и так далее. Происходят характерные для вытеснения ошибочные действия. Он может даже серьезно заболеть, если сумма достаточно крупная.

Из всего этого мы можем сделать важный для наших занятий вывод: вытесненному в бессознательное представлению в сознании всегда противостоит мощное противоположное представление. Это хорошо иллюстрирует пример Хемингуэя. На страницах его романа "По ком звонит колокол" я насчитал десятки (десятки!) деклараций типа "убивать грешно", "как было бы хорошо не убивать их" и т.п. Сравните это с его страстью охотиться на крупных животных, с его неизменным присутствием в тех точках мира, где льется человеческая кровь, с его нарушением журналистской этики, когда, оставляя перо, он брался за оружие и стрелял в противника без всякой необходимости. Неудивительно, что когда этот выход его агрессивности исчез, Хемингуэй сделал последний выстрел себе в голову. Наши новые знания, таким образом, оказываются весьма полезными не только для познавательного толкования сновидений, не только для выявления и решения психологических проблем. Мы получаем новое зрение, новый орган чувств, делающий видимым, реальным и понятным таинственный мир психической жизни. Для того, чтобы вам было легче ориентироваться в том, насколько глубоко вы понимаете свое или чужое поведение, свои или чужие стремления, чтобы предвидеть свои или чужие реакции, предлагаю вам шпаргалку по пяти уровням человеческой личности.