Понятие и классификация ППС. Технология создания мультимедийных приложений. Создание электронных учебных курсов. Технология разработки тестовых заданий. Электронные учебники

Страницы работы

Содержание работы

Понятие и классификация ППС.

ППС – совокупность компьютерных программ, предназначенных для автоматизации обучения и направленных на достижение конкретных дидактических целей.

Состав ППС:

1) совокупность программ;

2) комплект технической документации;

3) комплект методической документации;

4) набор вспомогательных средств.

   Классификация ППС:

1) По методическим целям:

   1. Контролирующие программы – для контроля определенного уровня знаний и умений. Недостатки: плохое обеспечение устойчивости и инвариантности оценок; низкое качество информации и адекватности пути устранения недостатков:

               -    повышение достоверности оценок;

               -   увеличение степени соответствия оценки действительному уровню знаний;

               - создание и реализация методических приемов контроля, которые обеспечивают независимость оценок от случайных и субъективных факторов.

   2. Программы – тренажеры, предназначенные для формирования ЗУН и их закрепления при самоподготовке учащихся. Особенность: предполагается, что теоретический материал учащимися усвоен.

   3. Наставнические программы – для усвоения новых понятий в диалоговом режиме (программное обучение).

   4. Демонстрационные программы. Назначение: демонстрация учебного материала, описательного характера, в наглядном виде, с использованием интерактивной графики.

   5. Информационно-справочные системы, предназначены для хранения, поиска и вывода необходимой информации в удобном виде.

   6. Имитационные и моделирующие программы, предназначены для имитации или моделирования объектов и процессов, которые невозможно осуществить по тем или иным причинам в режиме реального времени (из-за недоступности, расстояния).

   7. Проблемно-ориентированные программы, предназначены для управления деятельностью учащихся путем проб и ошибок.

2) По функциональному назначению:

   1. Диагностические или тестовые программы, предназначены для оценки ЗУН и определения уровня обучаемости учащихся.

   2. Управляющие программные средства, предназначены для управления действиями реальных объектов.

   3. Инструментальные программные средства, предназначены для конструирования учебно-методических и организационных материалов, для создания графических, аудио и видео материалов и других сервисных средств.

   4. Учебные среды программирования, предназначены для развития логического мышления и обучения навыкам алгоритмизации и программирования.

   5. Программные средства для выполнения различных функций преподавателя.

   6. Программные средства для автоматизации процессов информационно-методического обеспечения и ведения делопроизводства.

   7. Сервисные программные средства.

   8. Игровые программные средства.

Этапы разработки и принципы ППС:

Структура ППС:

1) Ориентировочная часть:

   - титульный лист;

   - формулировка цели выполнения задания;

   - постановка задачи;

   - правила работы с программой;

   - справочный материал.

2) Исполнительская часть:

   - организация деятельности учащегося;

   - решение задач;

   - построение графиков;

   - ответы на вопросы;

   - моделирование процесса.

3) Контрольно-корректировочная часть:

   - контроль за деятельностью учащегося и коррекция этой деятельности.

Необходимые условия успешного применения ППС в учебном процессе:

1) Программно-методическое обеспечение;

2) Объектно-ориентированные программные системы;

3) Внедрение новых информационных технологий в обучение;

4) Система искусственного интеллекта;

5) Предметно-ориентированные среды (для обучения и развития).

Требования к ППС направлено на повышение качества ППС.

3 основных показателя качества ППС:

1) Эффективность;

2) Наглядность;

3) Модифицируемость.

Качественная характеристика ППС складывается из трех компонентов:

1) Техническая компонента;

2) Педагогическая компонента;

3) Степень поддержки процесса обучения.

Три уровня эталона оценочной модели ППС:

1) Технический;

2) Дидактический;

3) Интерактивный.

Этапы создания ППС:

1) Определение учебных целей и методов обучения;

2) Детализация учебных тем;

3) Разработка общей структуры ППС;

4) Проектирование фрагментов тем;

5) Написание сценария ППС;

6) Создание компьютерной программы;

7) Тестирование обучающей программы;

8) Написание технической и методической документации.

Компоненты обучающей программы:

1) Учебные материалы (тексты, рисунки, схемы, задачи, вопросы);

2) Специальная программа, определяющая, какой именно учебный материал и в какой последовательности представляется учащемуся.

Компоненты педагогического программного средства:

1) Специальные программы, определяющие, какой именно учебный материал и в какой последовательности представляется учащемуся;

2) Комплект технической и методической документации по использованию данной программы в учебном процессе;

3) Набор вспомогательных средств для использования в учебном процессе (учебные пособия, слайды).

Соответствие критериев оценки качества обучающих программ и характеристик программ:

1) Технический уровень – качество графики;

2) Дидактический уровень – представление материала;

3) Степень интерактивности – уровни сложности.

При применении графики, анимации, цвета и звука в обучающих программах, прежде всего, следует руководствоваться следующим принципом: использовать аудиовизуальные возможности компьютера с точки зрения достижения учебных целей.

Психолого–педагогические требования:

1) Возможность определения содержания учебной деятельности учащихся;

2) Допустимость любых способов управления учебной деятельностью;

3) Возможность стимулирования познавательной активности учащихся;

4) Способность учета уже имеющихся ЗУН;

5) Обеспечение внутреннего и внешнего диалога;

6) Возможность оказания помощи во время затруднительной ситуации;

7) Проявление дружелюбия;

8) Допустимость индивидуализации обучения;

9) Возможность использования различных видов информации (графической, аудио).

10) Возможность определения темпов предъявления информации;

11) Возможность осуществления входа и выхода из программы в любом ее месте;

12) Ведение диалога не только с помощью ПК но и обучаемого;

13) Допустимость модификации педагогического программного средства и способов управления им.

Причины создания низкокачественных ППС с точки зрения психолого-педагогических:

1 Игнорирование дидактических принципов обучения;

2 Перенос традиционных методов обучения в новые формы с использованием новых информационных технологий.

Ряд факторов, которые нужно использовать при разработке ППС:

1) Возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

2) Обеспечивать позитивный фон общения;

3) Учитывать обоснование выбора темы;

4) Обеспечивать проверку педагогической эффективности использования ППС;

5) Обеспечивать удобство пользования ППС;

6) Гарантировать устойчивость от несанкционированного доступа;

7) Обеспечивать надежность ППС;

8) Допустимость работы ППС в сети.

Дидактические требования, предъявляемые к ППС:

1) Обеспечение научности содержания ППС (достоверность сведений, возможность моделирования и имитации объектов, явлений и процессов).

2) Обеспечение доступности (соответствие предъявляемого учебного материала уровню подготовки и возрасту учащегося).

3) Адаптивность – приспособление ППС к индивидуальным особенностям обучаемого с помощью средств наглядности и дифференциации материала по объему, сложности и содержанию.

Похожие материалы

Информация о работе