Понятие и классификация ППС. Технология создания мультимедийных приложений. Создание электронных учебных курсов. Технология разработки тестовых заданий. Электронные учебники, страница 10

4.определяется количеством предлагаемых альтернативных вариантов ответа.

Этапы разработки тестов

1.определение уровня контроля и цели тестирования

2.определение времени тестирования и числа заданий

3.отбор содержания теста

Для текущего контроля определяет разработчик в зависимости от учебной группы.

В тестах рубежного, тематического и итогового контроля определяется по критериям:

1. критерий полноты

2. критерий значимости – устанавливается по:

1). Частоте встречаемости понятия, правила;

2). Времени, которое отводится на изучение;

3). На основании экспертной оценки

4. разработка спецификации теста. В виде таблицы, где размещаются дидактические единицы в порядке убывания значимости и для каждой устанавливается количество тестовых заданий.

5. подбор тестовых заданий с заданными дидактическими характеристиками. Рекомендуется использовать фасетный подход – группировка тестовых заданий с идентичными дидактическими характеристиками.

6. составление развернутого плана теста.

 Составляется в виде таблицы, где указываются дидактические единицы, тип тестового задания и количество минут на выполнение.

7. определение порядка интерпретации результатов тестирования.

В документацию по тестированию должно входить:

1. порядок оценки тестового задания

2. порядок оценки результата тестирования

3. оценочная шкала

4. критерии результативности

5. указания для кого предназначены результаты тестирования

Электронные учебники

Электронное учебное пособие – основной инструмент обучения, предназначенный для обучения определенному учебному предмету, содержащий систематическое изложение заданий, подлежащее обязательному усвоению учащихся.

ЭУП – программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного или при участии преподавателя усвоение учебного курса или его раздела с помощью компьютера.

Основное содержание учебника

1.презентационная составляющая, содержащая основную информацию

2.упражнения, для закрепления знаний

3.тесты, для проведения объективной оценки знаний

Основные факторы интенсификации учебного процесса с помощью ЭУ

1.повышение целенаправленности

2.усиление мотивации

3.повышение информативной емкости

4.активизация учебно-позновательной деятельности

5.ускорение темпа учебных действий

Мотивы использования ЭУ

1.сравнить целесообразность ЭУ по сравнению с традиционным

2.использовать весь арсенал технологических средств

3.не повторять обычный учебник в виде набора текста и иллюстраций на экране

4.использовать иллюстрации вместе с подсказками

5.учебно-информационный текст четко структурировать по содержанию (верхний уровень – основные понятия и концепции предметной области,  более низкие уровни – конкретизация и детализация этих понятий)

6.ЭУ в отличие от бумажного должен обладать интеллектом, то есть содержать только необходимый материал

7.учебник должен отвечать стандартам по структуре и форматам содержащихся информационных данных

8.ЭУ должен обеспечивать как непрерывный, так и пошаговый процесс обучения.

Принципы построения ЭУ

1.нелинейное и многоуровневое представление учебной информации

2.нацеленность на личность и самостоятельную и индивидуальную работу

3.интеграция линии развития психической деятельности личности (наблюдение, мыслительная деятельность, практические действия)

В ЭУ должно быть:

1.модель знаний

2.многоуровневая структура представления информации

3.демонстрационные модели и примеры

4.справочники, шаблоны и образцы

5.контроль в виде тестов

ЭУ эффективен в учебном процессе если он:

1.обеспечивает мгновенную обратную связь

2.осуществляет быстрый поиск необходимой информации

3.существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям

4.использует мультимедийные технологии для показа, рассказа, моделирования (принцип наглядности и доступности)

5.позволяет быстро, но в индивидуальном темпе проверять знания по определенному разделу

6.может обновлять учебную информацию (принцип актуализации)

7.имеет элементы контроля (тренажер, самоконтроль, тестирование)

Вывод: ЭУ должен быть:

1.информация должна быть хорошо структурирована в виде законченных фрагментов с ограниченным числом новых понятий

2.структурными элементами ЭУ – ключевые темы с гипертекстом, с иллюстрациями, аудио-, видео- комментариями

3.ЭУ должен обеспечивать возможность распечатки необходимых участков текста и иметь механизм адаптации используемого шрифта

4.иллюстрации сложных моделей или устройств должны иметь систему мгновенной подсказки, которая появляется по движению курсора или перехода к теме

5.в ЭУ рекомендуется использовать многооконный интерфейс со связанной информацией

6.текстовая информация должна иметь перекрестные ссылки или иметь подключающийся специальный толковый словарь

7.аудио-, видео- информация должна использоваться для тех разделов, которые плохо понимаются в текстовом изложении аудио информация используется для указания навигации или в виде фоновой музыки, помогающей запоминанию.

8.ЭУ не должен быть  полным аналогом обычного учебника, должен обладать новым качеством.

Виды ЭУ

1.1  Закрытый ЭУ – учебник по предметной области, который является независимым и неизменным. Создается одним или несколькими авторами, распространяется на дисках

1.2  Интернет-учебник – открытый учебник, имеющий ссылки на внешние  источники информации и размещаемый на одном из серверов глобальной сети

Принцип создания открытого учебника:

1.  разрабатывается структурная схема, содержащая модель знаний, многоуровневый каталог понятий и навигатор гиперссылок и связей с приложениями

2.  формируется содержательное наполнение созданной структуры учебника экспертами и разработчиками

2.1  Автономные – не предполагают наличие на компьютере каких-либо программных средств

2.2  Неавтономные - предполагают наличие на компьютере каких-либо программных средств

Виды изложения материала в ЭУ

1.  в виде текста, рисунков, таблиц, графиков и т. д., с использованием анимации, видео- и аудио- вставок