Православная церковь место приложения сил, страница 5

Подчеркнутое внимание к золоту в христианской живописи связано с тем, что в религиозном миропонимании золото ассоциировалось со светом, божественным непроницаемым светом, «сверхсветлой тьмой». С древнейших времен блеск золота воспринимался как застывший солнечный свет. Используемый в храмовой живописи, церковной утвари, одеждах церковнослужителей, он знаменует собой стихию вечного света, символ божественного духа. Золотой цвет является образом Господней энергии, славы и истины, знаком совершенства и чистоты. Светоносное свойство золота было важным «гармонизирующим медиумом».«Магия золота» оказывала чувственно-гипнотизирующее воздействие на верующих. Для средневекового человека золотое сияние – высокий символ торжествующей веры, «свет неприступный».

Родственным «божественному свету» мыслился белый цвет. В «Преображении» Христос «И преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Матф.17:2). В христианском символизме белый цвет означал чистоту, невинность, непорочность, устремленность к духовной простоте. Символическая палитра употребления белого цвета в христианстве многозначна и основана на визуальной ассоциативности. На иконах росписях ангелы, праведники, святые облачены, как правило, в белое. В композиции «Рождество Христа» белыми пеленами овито тело новорожденного Христа, в композиции «Успение» - душа Марии. Как символ отрешенности от всего мирского воспринимается белый цвет льняных тканей, покрывающих тело Христа, в композиции «Положение во гроб». Образ плоти Христа, «чистейшим бесстрастным одеянием божественной славы» является стихарь, одежда священнослужителей, «одежда нетления», выявляющая «блеск божества».

Обширную шкалу художественных значений имеет красный цвет. Он указывает на любовь Бога, является «животворным теплом», символом жизни. Красный цвет – также цвет пролитой крови Христа, отсюда, по богословской аргументации, он есть знак истинности  воплощения Христа и грядущего спасения человечества.

Синий цвет в восточнохристианской культуре воспринимался как символ трансцендентного  мира, ассоциировался с вечной божественной истиной. Его связывали с небом и Христом, провозглашающим небесную правду. Он означал Духа святого, освящающего людей этой правдой. Зеленый цвет символизирует юность, цветение, возрождение, является знаком надежды. Для передачи конца, завершения любого явления использовался черный цвет, как знак скорби и страдания, смерти и траура. Черный цвет был призван символом искупления грехов.

Цветовая символика, включенная в образную религиозно-художественную систему храма, способствовала глубокому эмоциональному восприятию христианского учения.

Средневековые художники, расписывающие храмы, удивительно тонко чувствовали линию искривления  поверхности стен. Их живопись органично принимала плоскость стены, не нарушая всей конструкции храма с его сводами и столбами.

Учитывая внутреннюю организацию храма, его архитектонику, живописцы сознательно прибегали к использованию эстетически значимых деформаций в изображении предметов и персонажей. Деформации были ориентированы на усиление выразительности храмовой живописи. Их вызвала необходимость выделения художественного значимого в системе храмовых росписей и корректировки оптических искажений основных размеров фигур, связанных с различным расстоянием и «углами зрения», под которыми христианину приходилось рассматривать отдельные композиции росписи: в куполах, барабанах, на уровне глаз, на плоских и кривых поверхностях. Отсюда верхние фигуры изображались в большем масштабе, чем нижние, применялось несколько шкал пропорций живописных композиций в зависимости от их место положения в храме – верх, низ, плоская стена или кривая поверхность. «…Фигуры, помещенные в центре аспиды, изображались более узкими, чем фигуры по бокам, просматриваемые под более острым углом зрения. Последние делались значительно шире центральных, или же у них были более широкие жесты, расстояние между ними также было большим, нежели между центральными фигурами…» (Бычков В.В. Византийская эстетика… С.155). таким образом, деформации создавали ощущение соответствия фигур композиции общей пропорциональной  системе.