Православная церковь место приложения сил

Страницы работы

Содержание работы

Введение

Веками православная церковь была местом приложения сил, труда и таланта народа, местом, где складывались национальные и общечеловеческие духовные ценности.

Сегодняшнее осмысления места и роли православия в истории нашей культуры далеко не случайно. От церкви, проповедующей христианство, исходили идеи всеобщей любви, всеобъемлющего мира, единства, изначально присущие природе человеческого. Акцентирование в человеке духовного, душевного, атмосфера единства, соборности, защищенности, возможность поручить свою судьбу доброму – в эпоху потерянного идеала, надломленной веры, униженного национального достоинства и утраты связей национальной культуры – вновь обретают свою силу, становятся актуальными.

В годы тяжких испытаний миллионы христиан сохранили веру в спасения не только себя, но всего рода человеческого. В следовании заповедям мира, любви, согласия, добра виделся им путь к «оздоровлению». Способность церкви укреплять надежду, множить духовные силы и сохранять жизненную энергию человека обеспечила ей тысячелетнюю историю.

Православие как господствующее мировоззрение тысячу лет определяло и нравственные критерии человеческого общежития и во многом – развитие художественной культуры. Религиозное воздействие на человека не могло обойтись без искусства, которое было необходимой, неотъемлемой составной его частью. Веками церковь, монастырь оставались единственным местом, где народные массы могли познакомиться с профессиональным искусством живописи, музыки. Храм как земное создание таланта и труда зодчих, художников, музыкантов мыслился вместе с тем и божественным творением.

Вобравший в себя традиции предшествующей мировой культуры, по-новому переосмысливший и обогативший их, храм стал органическим соединением высших художественных достижений времени: архитектура и художественное слово, живопись и музыка одновременно воздействовали на человека, который становился в храме слушателем, зрителем и исполнителем.

Строительство церкви на Руси связано было с распространением христианского учения, влиянием на духовную жизнь прихожан. Православный храм является грандиозным воплощением христианской системы идее, все части храма  символизировали собой образ мира, понимание мироздания. Согласно христианским представлениям здание церкви являло собой уменьшенное повторение вселенной, своего рода микрокосмос. Храм служил символом неба и земли, рая и ада. Человек средневековья, находясь в храме, остро ощущал огромный мир, в котором он жил.

Церковь оказывалась своего рода моделью космоса, «космосом космоса», сконцентрировавшим в себе все красоты вселенной. Земля, море, воздух, планеты и звезды нашли свое отражение в пространстве храма, его архитектонике, в декоре и росписях. Древнерусский храм воспринимался как то мирообъемлющее начало, которое должно господствовать во вселенной, начало, дающее надежду на соборность человека  с человеком, надежду на еще неосуществленный небывалый вид человеческой общности. «Это гораздо больше, чем дом молитвы, - это целый мир, не тот греховный, хаотический и распавшийся на части мир, который мы наблюдаем, а мир, собранный воедино благодатью, таинственно преображенный в соборное тело Христово. Снаружи он … весь стремление ввысь, молитва, подъемлющая к крестам каменные громады и увенчанная сходящими с неба огненными языками. А внутри он – место совершения величайшего из всех таинств – того самого, которым полагается начало собору всей твари» (Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. М.:ИнфорАрт, 1991. С.101).

Уже в преддверии храма взору христианина открывалось чудо, которое притягивало к себе, возбуждало воображение. Преодолев «одеревенелость», человек, наконец, входил в храм. Наслаждение и трепет, вызванные созерцанием сияющего золота, серебра, драгоценных камней, многоцветность красочности стен и купола, вновь приводили к «оцепенению» от многообразия красот будто бы небесных. Храм как единая замечательная гармония всего творения с его живописью, внутренним убранством приводил человека в изумление и восхищение, внутреннее смятение, одновременно как бы приобщая к божественному, и тем самым возвеличивал человека.

Зодчие Древней Руси обладали настоящим архитектурным инстинктом. Они сумели заставить природу «работать» на себя. Храм как бы рос из земли, врастал в прилегающую к нему местность, создавая удивительное ощущение естественного слияния  с окружением. Вознесенный на вершину холма, на высокий берег реки, он призван был освещать своим присутствием огромные пространства. Поднимаясь, массы его словно обретали легкость, как бы растворялись в окружающем пространстве, словно ветви дерева. Возвращаясь к своему впечатлению от церкви Покрова на Нерли, подобно сказочной невесте смотрящейся в воды среди притихших полей, Александр Мень писал, что гимн человека во славу Творца кА бы сливается с гимном самого мироздания. Весь архитектурный организм лишен каких-либо противоречий, «внутренних разрывов», целостен в своем архитектурном образе. Сама архитектоника предполагала  и в своем осуществлении являла собой благодарное поле приложения сил мастеров-живописцев.

Похожие материалы

Информация о работе