Православная церковь место приложения сил, страница 4

Храмовое строение, фресковое, мозаичное, иконописное изображения были строго детерминированы христианским учением, призваны были раскрывать духовные истины, содержащиеся в Священном Писании. Каждая церковь обращена алтарем к востоку. По христианским представлениям, там, на востоке, был центр земли – Иерусалим с горой Голгофой, «видевшей» распятие Иисуса Христа. В соответствии со сторонами света располагались в храме сцены, посвященные изображению рая и ада: рай на востоке, ад на западе. Впереди (а прихожанин совершал свой путь в храме с запада на восток), на востоке, было начало мира, его священное прошлое. Соответственно этому изображения восточной части храма повествовали о событиях, связанных с Благовещением, Рождеством Христа. Сретением, Крещением; с противоположной стороны, на западе повествовалось о конце мира, его будущем – Страшном суде.

Расположение сюжетных композиций в храме было обусловлено не только топографией, но и представлениями о космическом устройстве, иерархической лестнице, временной последовательности изображенных моментов библейской истории. В горизонтальной структуре росписей восточнохристианского храма верхний «небесный» христологический регистр включал в себя изображения Христа, архангелов, обозначая тем самым «небесную церковь». Здесь размещались персонажи, находящиеся на верхней ступени иерархической лестницы. Вторую зону, верхние части стен храма, представляли развернутые сцены из жизни Христа, повествующие о двенадцати  христианских праздниках. Нижний «земной» регистр храмовых росписей заполнялся фигурами устроителей «земной» церкви – святых, апостолов, пророков. Согласно церковному уставу, ближе к западу храмовые росписи изображали монахов, мучеников. В западной части храма располагались библейские и исторические сюжеты.

Представления о временной последовательности, отраженные в живописных композициях храма, были обусловлены богослужебным календарем. В христианском учении прошлое и будущее объединены. Любое событие Священной истории мыслится не как нечто однажды свершившееся, но как явление, совершающееся каждый раз заново, сейчас и всегда. Отсюда сюжеты на стенах храма подчинены порядку, соответствующему церковной хронологии.

Представления о мире воспроизводились в архитектурном устройстве храма, системе росписей, их цветовом решении: росписи алтарной  части исполнены в более теплых и светлых тонах, в то время как в западной части храма они более холодные и темные. Это различие коснулось прежде всего цвета нимбов, ликов, не прикрытых одеждами участков тела изображенных персонажей, самих одежд и фона. Такое различие в колористическом решении живописного убранства церкви, придававшее благодаря светлым краскам парадность и праздничность ее восточным членениям, было осознанным. Это диктовалось желанием усилием эмоциональное воздействие на прихожанина, акцентировать его внимание на особом назначении алтарной части храма.

Цветовые структуры храмовой живописи, одежд церковнослужителей, предметов прикладного искусства способствовали углубленному эмоционально-эстетическому восприятию филосовско-религиозного материала. Цвет являлся могучим возбудителем сферы внесознательного психического и заключал в себе, следовательно, важную познавательную информацию.

Христианским каноном были определены в качестве основных такие цвета, как пурпурный, красный, белый, золотой (желтый), зеленый, синий и черный, которые в зависимости от содержания и формы изображенного имели широкую шкалу художественно-смысловых значений.

Обращение к этим цветам в христианской живописи проистекало из их особых психофизических характеристик, специфической природы и способа воздействия на человека. Ассоциативно-чувственная семантика основных цветов наполнилась филосовско-религиозным смыслом, что получило выражение в образно-символической системе. Согласно христианской символике, цвет не отделяется от света и также также заключал в себе иносказательные значения.

В культуре антиномического мышления особую значимость приобрел пурпурный цвет – как цвет, соединяющий в себе противоположности. На уровне цветовой символики пурпур объединял несоединимое: вечное, небесное, трансцендентное (синий, голубой) с земным (красным).