Православная церковь место приложения сил, страница 11

Истинное бытие иконы было рассчитано «на игру трепетного, волнуемого каждым ветерком пламени» света «дробящегося, … как бы пульсирующего, богатого теплыми призматическими лучами». Свет, падающий на икону, воспринимался всеми как теплый, греющий душу, испускающий благоухание. Свет в православном храме является образом небесного божественного света, света жизни, знаменует собой Христа, принесшего свет миру. Он – «свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоан. 1,9).

Золото иконы, кажущееся при дневном свете тяжелым, варварским, трепетным пламенем лампады или свечи оживлялось, искрилось мириадами всплесков, создавая предчувствие иных, неземных светов, наполняющих горнее пространство.

По богословским понятиям свеча – это знак добровольной жертвы Богу, свидетельство веры, причастности человека к божественному свету. Свеча – это также символ молитвы. Она возжигается на подсвечниках, имеющих не только практическое значение – они символизируют духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем.

Живописные композиции храмовых росписей, икон основывались на памятниках словесности. Святые, сцены из Ветхого и Нового заветов, житийная литература нашли свое воплощение в живописном убранстве храма. Тесная связь слова и изображения породила в Средневековье множество легенд о заговоривших изображениях. Такая связь существовала в иконе, поддерживалась самим смыслом ее. В иконном образе особое значение имел мистический контакт изображаемого с молящимся. Молящийся обращался к изображению со словами, он как бы требовал ответа себе, он ждал суда, действия, совета, прощения или осуждения и готов был поэтому услышать слова, идущие к нему от образа. И ему в молении его казалось, что Он слышит его. «Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое; приклонил ко мне ухо свое и потому буду призывать Его во все дни мои» (Псалтырь, 114).

Важным элементом взаимосвязи текста и изображения являются надписи на иконах. «Изображенное слово», органически входящее в композицию иконы, не только орнаментально украшает ее, но, прежде всего, несет большую религиозно-символическую нагрузку. «Вписанное в изображение слово, особенно сокращенное обозначение  божества, являлось знаком вездесущности христианского Логоса, свидетельством присутствия «истины» в иконе, утверждением  непреходящего и внеэмпирического характера изображаемого события» (Бычков В.В. Византийская эстетика…С.148). Благоговейное отношение к иконе указывает на почитание ее первообраза. Икона помогает человеку сосредоточиться и направить свое внимание на предмет молитвенного размышления.    

Заключение.

Таким образом, церковное искусство являет собой грандиозный художественный синтез, который сводится к тому, чтобы одновременно давать эстетическое наслаждение и возносить душу верующего к небесам. Слова молитв, гимны благодарения и покаяния, икона, песнопения и  ритуальные жесты, во всей полноте церковного действа обращены к разным сторонам человеческой души, оказываются своеобразной школой ее, служат просветлению и очищению.

Все виды искусств в храмовом действе были различными средствами Богопознания, познания в себе человека, Бога в человеке.

Храм становится связующим звеном между Духом – душой каждого – с Духом всеобщим. Храм есть Храм духа, т.е. всех тех высот духовного, которых достиг человек Средневековья. Отсюда: храм – материальное, явленное воплощение человеческого духа.

Храм объединял не только людей но и все материальное вокруг, принуждал любое строение согласовываться с собой. Будучи синтезом искусств, храм синтезировался, с одной стороны, с окружающей нерукотворной природой и творениями рук человеческих, с другой стороны – с душой каждого отдельного человека. Храм был не только связующим звеном между «горним» и «дольним», но и связующим – центральным – звеном всего «дольнего». И, вместе с тем, он – своеобразное связующее звено, сближающее людей в единое сообщество, единую душу, распадающуюся вне храма, но в храме верную единой молитве.

Использованная литература

1. Дмитриева Н. Краткая история искусств. М., 1985

2. Учанева Л.С. Рукотворное чудо древнерусского храма. СПб.: Образование, 1992

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

    ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра: « Прикладная психология и социология»

Реферат по культурологии

На тему:              Христианская культура.

Рукотворное чудо древнерусского храма.

Выполнил студент заочного отделения группы ЭУТк-203

Бовкун И.А.

Проверил:

Санкт-Петербург

2011

Санкт-Петербург

2009 год