Психология убеждения и пропаганды, страница 7

Эти особенности больших групп людей нередко используют, чтобы сформировать определенное поведение в определенных ситуациях.

С одной стороны, это делает возможным сориентировать большие количества людей на эффективную природоохранную деятельность, с другой стороны, эти же особенности могут использоваться противниками природоохранных мероприятий или демагогами, делающими политическую карьеру на экологических лозунгах.

4.4.2.Некоторые приемы, позволяющие успешно использовать особенности массовой психологии

Подчеркивание особых качеств или достоинств аудитории. Если оратор подчеркивает особую важность для него людей, перед которыми он выступает, обращая внимание на их особые качества: высокую квалификацию, разумность, опытность, духовность, внутреннее единство их с природой, существенно возвышая этим их над другими, то это дает определенный эффект. Каждому, тем более в толпе, приятно ощущать себя "избранным". Каждый невольно ощущает признательность и доверие к тому, кто так высоко его оценивает. Поэтому он легко и с удовольствием воспринимает идеи, высказываемые оратором.

Отталкивание от привычных для аудитории положительных стереотипов. Всегда приятно слушать человека, взгляды которого совпадают с привычными для аудитории стереотипами (даже, если они ошибочны).

Приятно слушать человека, который говорит о безграничных просторах и безграничных природных богатствах России хотя на самом деле, эти представления не точны, а зачастую представляют своеобразные приятные мифы, серьезно усложняющие рациональное использование природных ресурсов страны.

Точно также для жителей США приятно слушать политиканов, обращающихся к" свободному  народу", так как любой американец верит в то, что он живет в "свободной стране" (тоже, в значительной степени, миф ) и поэтому превосходит жителей всех других стран.

Умение продемонстрировать уверенность в себе и знание перспектив. Человек в толпе чувствует себя неуверенно и он с готовностью идет за тем, кто знает, что делать и куда идти. Поэтому подчеркнутая уверенность в себе и своих решениях, умение показать, что и как надо делать, привлекает людей и позволяет повести их за собой.

При этом самоуверенный, даже не особенно разбирающийся в деле человек, может добиться большего, чем грамотный, толковый, знающий, но сомневающийся и не очень уверенный в себе человек, особенно, если он не может скрыть эти сомнения. Поэтому-то так важно прежде, чем убеждать других, в полной мере убедить себя.

Найти и показать врагов, портящих жизнь людям. Люди в толпе не уверены в себе, они чувствуют свои недостатки и слабости, они подавлены экологической опасностью, нередко даже воспринимаемой с большими преувеличениями. И в этих условиях они испытывают благодарность тем, кто избавит их от персональной ответственности за все их беды, кто покажет виновных в их трудностях.

Кто будет виновником экологических бед - не имеет значение, важно, чтобы они чем-то отличались от большинства в толпе. Это могут быть коммунисты или демократы, кавказцы или евреи, рыночная экономика или плановое хозяйство. Поиск врагов и указание на них дает блестящие возможности для демагогов, наживающих политический капитал на трудностях, которые испытывает большинство населения.

Быть готовым противостоять преувеличениям и явной лжи. Демагоги  при высказывании тех или иных идей или предложений нередко прибегают к преувеличениям и явной лжи. Человек в толпе не имеет необходимого иммунитета к подобным воздействиям. И когда оратор в своем выступлении ссылается на якобы известных специалистов, на мнимые статьи в несуществующих журналах, на те или иные "всем известные истины" даже, если это на самом деле вымысел оратора, то массовый слушатель это принимает на веру.

Он не может проверить утверждения, но знает, что он в этих вопросах не разбирается, а поэтому верит якобы достоверным доводам такого уверенного в себе оратора. И даже если возникают сомнения, то надо быть очень смелым и решительным человеком, чтобы задать вопрос или открыто высказать сомнение.