Психология убеждения и пропаганды, страница 3

Убеждать в одном оптимальном варианте. Эффект убеждения наибольший, если предлагается один и самый лучший вариант решения проблемы. Если одновременно предлагается несколько возможных решений, то слушателям и читателям становится непонятно, в чем же собственно их убеждают. У них складывается впечатление, что определенного мнения нет у убеждающего. Если Вы стремитесь убедить людей, то покажите, что при анализе многих возможных решений было выбрано и предлагается оптимальное решение.

4.2.2. Кого Вы собираетесь убеждать?

Учтите особенности убеждаемых, их взгляды и системы ценностей. Успешность убеждения в очень большой степени зависит от того, в какой мере учтены особенности тех, кого убеждают, их взгляды и образ жизни, их стереотипы, их привычки и суждения, их предрассудки и суеверия. Люди никогда не являются белым листом, на котором что угодно можно писать. Их системы ценностей, их суждения, их взгляды могут быть с Ваших позиций совершенно бессмысленными и нелепыми, но они существуют, они определяют их поступки и отношение к тем или иным явлениям и с этим надо считаться. Поэтому-то в аргументах и доказательствах следует построить своеобразный мост между их взглядами и новыми представлениями и помочь пройти по этому мосту.

Убеждайте с учетом интересов Ваших слушателей. Для любого человека наиболее значимы его личные потребности, проблемы и заботы, проблемы его коллектива, его семьи. И поэтому любые аргументы и предложения, затрагивающие эти интересы, воспринимаются с большей готовностью, чем любые даже очень важные предложения, поданные, исходя из интересов убеждающего или глобальных позиций.

Любого человека гораздо больше беспокоит влияние выбросов автотранспорта на здоровье его и его близких, чем уровень загрязнения океана. Поэтому, планируя любые мероприятия, отнеситесь с особым вниманием к тому, как представить их, чтобы они стали интересными и привлекательными для исполнителей, представьте их, исходя из известных Вам потребностей и интересов убеждаемых. Естественно, что для этого надо хорошо представлять себе их потребности, взгляды и интересы.

Предубеждения следует снимать убеждением, а не опровержениями.

Весьма вероятно, что у слушателей возникнут сомнения или даже противодействие предложениям. Возможны опасения и предубеждения, связанные с недостаточной информацией или с определенными (и ошибочными) взглядами. Психологически рискованно выступать с их опровержением, даже если Вы правильно предвидите вероятность тех или иных опасений.

Начиная с фразы " Некоторые опасаются, что эти мероприятия могут привести к резкому ухудшению условий труда. Эти опасения не имеют оснований по таким-то причинам...", можно невольно вызвать настороженность у тех, кто об этой опасности и не думал. Их рассуждения сводятся к тому, что опасения, оказывается, существуют. Нет дыма без огня. Значит, что-то не в порядке. Возникающее при этом неблагоприятное эмоциональное состояние препятствует осмысливанию Ваших доводов, и человек может  уйти с чувством тревоги и естественного противодействия новым предложениям.

Ситуация меняется, если Вы, предвидя опасения, без упоминания об этом, приводите доводы, показывающие, что условия труда не только не ухудшаются, но станут даже более благоприятными. В этом случае опасения, имеющиеся у кого-либо, снимутся сами собой.

Важность личностного характера убеждения. Людей обычно не очень убеждают статистические данные или большие цифры. Так, вряд ли многие бросят курить, прочитав о том, что у курящего в 40 раз больше шансов заболеть раком легких, чем у некурящего, а также, что не менее 5% курящих умирает от этой болезни. Обычно курильщик оптимистически предполагает в этом случае, что он окажется в числе 95%. Совершенно иначе он будет реагировать, если ему спокойно и убедительно расскажут, как он почувствует первые признаки этого заболевания, и как оно у него будет развиваться. В этом случае он мысленно примерит эту информацию к себе и почувствует себя неуютно.