Психология убеждения и пропаганды, страница 10

Если предполагается изложить большое число вопросов и существует опасность нарушить их логическую последовательность, полезно составить план. План этот следует написать фломастером крупными буквами, чтобы иметь возможность сверяться с ним, положив его перед собой на стол и не наклоняя голову, не беря его в руки. Более того, если план написан - им не придется пользоваться. При написании он хорошо откладывается в памяти.

В определенных ситуациях целесообразно зачитывать отдельные разделы доклада - это выдержки из нормативных документов, справочная информация, например, относительно экологической обстановки в данном районе. В этом случае подобное поведение подчеркивает особо серьезное отношение к данному вопросу.

4.5.2.8.Необходимо конструктивное завершение убеждающего выступления.

Доклад оказался удачным. Слушатели почувствовали важность предложений, полезность и необходимость их осуществления. Поэтому у них возникает естественный вопрос, а что они сами могут сделать для претворения этих предложений в жизнь. Они внутренне ожидают Вашей подсказки. Вашего совета. И поэтому при подготовке доклада надо тщательно готовить соответствующую концовку - рекомендации для убеждаемых по осуществлению новых предложений.

Если такая конструктивная концовка не подготовлена, если нет рекомендаций по способам осуществления перспективных предложений, то у слушателей возникает чувство разочарования, психологического дискомфорта, складывается ироническое отношение к оратору: "Прокукарекал, а там хоть и не рассветай!"

4.5.2.9.Ответить на все вопросы.

Если доклад привлек внимание слушателей, то задаются многочисленные вопросы. Ответы на вопросы очень важны в любом убеждающем выступлении. Они показывают, насколько хорошо и глубоко владеет докладчик материалом, позволяют устранить возникающие сомнения и опасения, дают дополнительную информацию. Именно удачные ответы на вопросы окончательно делают слушателей Вашими союзниками.

Вопросы бывают разными: дельными и глупыми, деловыми и неприятными. Но отвечать надо на все вопросы. От неприятного вопроса можно отделаться насмешкой, окриком, обвинением. При этом оратор избавляется от многих неприятных вопросов, которые просто побоятся задать. Однако любой вопрос, оставшийся без ответа, оказывается камнем на ногах Вашей идеи. Люди больше не будут спрашивать, но у них формируется устойчивое сомнение в правильности или достоверности представленных сведений или предложений, а также в познаниях оратора.

"Глупый" вопрос - это в большинстве случаев результат Вашего нечеткого изложения материала или существования у слушателей предрассудков и представлений, которые не были учтены при подготовке доклада. В обоих случаях нужно четкое и корректное разъяснение.

"Неприятный " вопрос - в большинстве случаев также результат нечеткого изложения или отрицательной позиции спрашивающего. И в этом случае необходим корректный и четкий ответ. Проявление возмущения и других отрицательных эмоций недопустимо и даст негативный результат.

Как быть, если трудно ответить сразу? Ни в коем случае не следует "выкручиваться", чтобы как-нибудь ответить. Такое поведение ощущают всякие более менее квалифицированные слушатели, а в результате исчезает доверие к докладчику. Значительно лучше признаться, что в данный момент Вы не можете дать исчерпывающего ответа, но что Вы готовы дать такой ответ через некоторое время. (Естественно, что в назначенный срок действительно следует дать этот исчерпывающий ответ). Особенно важно это, если речь идет о цифровом материале или других конкретных данных.