Психология убеждения и пропаганды, страница 6

Противоречие было связано с тем, что объем заготовок определяют по количеству древесины, срубленной, вывезенной из леса и доставленной на склад, (так называемая "деловая древесина", отвечающая определенным стандартам, освобожденная от вершинок и сучьев).

Однако на лесосеке после вывозки деловой древесины остается такое же по объему количество неиспользуемой древесной массы: пни, сучья, вершины, нестандартная древесина, которая не вывозится на склад, подрост, уничтоженный при падении больших деревьев и при вывозке "деловой древесины"  Значит, 18 млн.м3 "деловой древесины" означают еще 18 млн.м3 отходов, остающихся на лесосеке. Кроме того, еще 5 млн.м3 отходов образуется на лесоперерабатывающих предприятиях: стружки, опил, обрезки.

Разногласие возникло потому, что под древесиной эколог понимал то, что выросло в лесу, а хозяйственник - только "деловую древесину". Но аудитория состояла из хозяйственников. И если один из них переговорил с оратором и получил необходимые разъяснения, то большинство ушло со мнением, что эколог просто пугал их выдуманными и явно завышенными цифрами. И это породило у них сомнения в достоверности представленной им информации о тяжелой экологической обстановке в регионе.

Поэтому-то эти выкладки должны были быть представлены в самом докладе, так как оратор знал, что слушателями будут хозяйственники с их пониманием того, что же следует считать древесиной. Во всех случаях надо заранее оценить характер аудитории и тот смысл терминов и понятий, который для нее привычен.

Помнить об опасности "эффекта бумеранга". Излишне крикливое восхваление достоинств предложения, многократное повторение одних и тех же похвал  может вызвать у аудитории естественное утомление, раздражение и даже опасение, не предлагается ли "гнилой товар". В этом случае можно получить реакцию, обратную желаемой, что и называют "эффектом бумеранга".

4.4.Особенности убеждения и пропаганды на уровне массовой психологии

4.4.1.Особенности поведения групп

Как отмечено ранее, значительную часть представлений люди получают на "эмоциональном уровне". Психологическая самозащита может создать препятствия принятию, казалось бы самых логичных и ценных предложений. Традиции, вера в определенные источники информации и привычные авторитеты, поведение большинства нередко могут значить больше, чем самые обоснованные и отлично аргументированные доводы.

Это особенно заметно, когда приходится убеждать большую группу мало организованных людей, которую часто условно называют "толпа".

Человек в группе вообще значительно менее индивидуален. Он невольно подчиняется нормам поведения группы, ее ценностям, носителями которых являются лидеры группы. Для группы характерно эмоциональное заражение, приводящее к тому, что члены группы невольно воспринимают без критики эмоциональное состояние, сложившееся в данный момент в группе.

В толпе люди еще в большей мере теряют индивидуальность, чувствуют себя неуверенно, у них развивается чувство потерянности и неполноценности, они невольно ищут лидера, любого человека, на которого можно опереться, который знает, что надо делать и может повести за собой. И в этих условиях человек в толпе менее критичен. Для него важно появление человека, за которым можно уверенно пойти, которым можно прикрыться, а поэтому просто невозможно заниматься критическим анализом мотивов его действий.

Человек в толпе крайне восприимчив к слухам и домыслам. У него нет надежной информации о положении дел и перспективах, а поэтому он принимает любые заменители информации. И он способен к действиям, которые никогда не совершил бы индивидуально. Потеря индивидуальности в толпе снижает чувство личной ответственности, а чувство неуверенности в себе порождает, как средство самозащиты, повышенную возбудимость и агрессивность.