Психология убеждения и пропаганды, страница 4

Вряд ли работника экологически опасного предприятия убедят в необходимости изменения характера деятельности общие сведения о повышении числа заболеваний у детей в городах с загрязнениями такого типа.

Однако, если Вы дадите слушателям возможность представить, как будет болеть их ребенок, как, например, будет мучиться он от астмы, вызванной веществами, выбрасываемыми их заводом, то отношение к существующей ситуации окажется гораздо более заинтересованным.

4.2.3.Кто убеждает?

Важно объективно оценить отношение к Вам аудитории.

Для ответа на этот вопрос надо объективно оценить отношение убеждаемых к Вам лично, Вашей организации или печатному органу, в котором Вы выступаете, к выдвигаемым идеям.

Надо также оценить свои достоинства и недостатки: как Вы говорите, как держитесь во время выступления перед аудиторией, достаточно ли Вы уверены в том, что предлагаете, способны ли Вы привлечь и удержать внимание аудитории.

Уровень аргументации и характер выступления перед аудиторией, в принципе согласной с Вами, и перед аудиторией, настроенной скептически или враждебно, должен существенно различаться. В первом случае задача - только укрепить сложившиеся взгляды и предложить конкретную программу их воплощения в жизнь. Во втором случае требуется очень тщательный выбор доводов и аргументов. Очень важно дать исчерпывающие и ясные ответы на все вопросы и реплики. Успех в этом втором случае доставляет убеждающему особое удовлетворение.

Оцените свои способности как оратора.

Совершенно естественно, что необходимо знать и исправлять свои недостатки и учиться писать и выступать перед людьми. Выступления перед людьми очень полезны самому убеждающему:

Любое выступление - это урок умения говорить - качества, крайне важного для любого человека. Чем чаще Вы выступаете перед людьми и чем внимательнее анализируете допущенные ошибки и найденные удачные подходы, тем лучше будут последующие выступления.

Любое выступление - это школа управления людьми. Те, кто слушает Вас или читает подготовленный Вами текст, на некоторое время попадают под Ваше влияние. Необходимо использовать приобретаемый опыт.

Любое выступление позволяет Вам лучше овладеть своим делом и глубже понять существо своего предложения. Автор (оратор), стараясь сделать выступление доходчивым и понятным, неизбежно делает его более логичным и непротиворечивым, доходит до сути, до главного. При этом критически оцениваются узкие места, традиционно принимаемые, но не бесспорные положения. В результате лучше и глубже осознается то, чем занимается человек и о чем он говорит.

4.3. Как сделать, чтобы люди захотели принять ваши взгляды?

Самые продуманные аргументы могут оказаться неэффективными, если слушатели или читатели настроены против новой идеи или ее носителей. В этом случае эмоциональное состояние людей препятствует восприятию новых взглядов. Дело в том, что новые взгляды - всегда в определенной мере удар по самолюбию людей. Неприятно ощутить, что ты длительное время ошибался, что кто-то лучше разбирается в твоих проблемах, более эрудирован.

У избыточно самолюбивых людей это может привести к усиленному поиску слабых мест в выдвигаемых предложениях и в личности убеждающего. Суть и ценность предложения у них в этом случае отходит на второй план. Чтобы это не произошло, надо сделать так, чтобы люди не выискивали ошибки и оговорки. Поэтому:

Ваше выступление не должно носить характера вызова. Ошибочно начинать Ваше выступление с заявления: "Вы не представляете, насколько ошибочно Ваше мнение, и я Вам  сейчас это докажу." В переводе на общепонятный язык это воспринимается, как:" Я умнее Вас". Кому приятно считать себя глупее другого? И Ваши слушатели будут старательно выискивать любые оговорки и сомнительные места, чтобы убедить себя в том, что они по крайней мере не глупее Вас. При этом они отнюдь не будут стремиться стать Вашими союзниками. Не приходится говорить о том, что утверждение: "Я лучше Вас разбираюсь в обстановке на Вашем предприятии и вижу, как плохо оно работает!" - вызывает чувство протеста против вмешательства со стороны работников завода, против вмешательства в их дела и против обвинения их в некомпетентности. Заметим, что чем меньше порядка на предприятии, чем хуже оно работает, тем более его работники уверены, что у них все в отличном порядке, что они во всем великолепно разбираются.