Психология убеждения и пропаганды, страница 2

Если же цель - добиться активного участия в переводе экологически опасного производства на новую, хорошо отработанную безотходную технологию, то успехом можно считать принятие в результате положительных решений, поддержанных подавляющим большинством участников совещания.

Важно приучить себя четко формулировать ожидаемый результат. Расплывчатые формулировки, существование только общих представлений о планируемых последствиях приводят и к недостаточно целенаправленным действиям и создают у слушателей (или читателей) впечатление о непродуманности и недоработанности предложений.

Именно поэтому следует записывать, тщательно продумывать и редактировать формулировку цели.

Составление плана. Хорошо продуманная цель позволяет составить четкий план достижения результата. Чем лучше спланировано выступление, чем глубже продуман доклад, тем большим будет успех. Следует продумать, какие будут приводиться примеры и аргументы, какие плакаты и схемы будут иллюстрировать доклад. При этом, естественно, необходим учет не только чисто технической, но и психологической стороны убеждения. План следует подготовить также в письменном виде, так как это позволяет сделать его более четким и обоснованным. Незапланированные действия по принципу "Главное ввязаться в драку, а там посмотрим..." ничем хорошим не кончаются.

Внутренняя убежденность. Надо быть глубоко уверенным в правильности и необходимости того, с чем Вы выступаете и в чем убеждаете. Только в этом случае удастся найти аргументы и доказать правильность тех или иных предложений. Ваши сомнения, Ваша неуверенность легко воспринимаются и часто препятствуют достижению результата.

Целеустремленность. Необходимо проводить намеченную программу убеждения. План может быть достаточно гибким, он может корректироваться, но во всех случаях нельзя уклоняться от намеченной цели.

Использовать простой язык и четкие формулировки. Главная задача состоит в том, чтобы Ваши мысли были поняты и восприняты слушателями и читателями. Поэтому надо пользоваться простым языком, понятным слушателям.

Применение технического жаргона, изобилие математических и химических формул допустимы только при общении с узкими специалистами. Во всех остальных случаях жаргон требует от слушателя перевода на общепонятный язык. А если они захотят сделать этот перевод, то Ваша мысль будет для них потеряна.

По этой же причине необходимо предельно точно формулировать основные идеи и предложения, чтобы их смысл был совершенно ясным и чтобы слушателям или читателям не приходилось гадать, что же имелось в виду.

По этой же причине не стоит пытаться излагать свои мысли в нестандартной, пусть даже и очень оригинальной форме. В этом случае можно просто забыть о сути дела и думать только о соблюдении этой надуманной формы изложения.

Продумать структуру убеждения. Построение любого убеждения, устного или письменного, требует определенной оптимальной структуры:

·  Четкая формулировка сущности предложения.

·  Доказательство необходимости и полезности предложения.

·  Доказательство возможности его реализации.

·  Четкая формулировка сути предложения, как вывод из сказанного.

Формулировка сущности предложения в самом начале избавляет слушателя и читателя гадать о чем же будет идти речь и искать скрытый смысл в тексте или докладе. Они будут вслушиваться и вчитываться в аргументы, подтверждающие правильность и осуществимость исходного положения.

Доказательства необходимости и полезности привлекают внимание и заинтересовывают тех, кого убеждают. Четкие соображения о путях реализации убеждают в том что все хорошо продумано и предлагаемые заманчивые решения действительно могут быть осуществлены.

И, наконец, заключительная формулировка предложения окончательно закрепляет новую идею в памяти.