История cудостроения, мореплавания и войн на море: Конспект лекций, страница 26

·  Потопление немецкого линкора "Шарнхорст" у мыса Нордкап в бою с английской эскадрой под командованием Б. Фрейзера.

·  В США побит абсолютный рекорд продолжительности строительства крупных судов : при постройке сухогруза "Роберт  Е. Пирри" типа "Либерти" (Pгр = 10 тыс. т.) от момента его закладки до сдачи заказчику прошло всего 7 суток !!!

·  В Германии построена и испытана подводная лодка серии XVII - первая серийная лодка с парогазотурбинной установкой Вальтера, показавшая скорость подводного хода 25 уз. ( ! ), превышающую в 3 раза таковую у обычных ДЭПЛ.

1944 г. Беспрецедентная нормандская десантная операция "Нептун" союзников по открытию второго фронта, в которой участвовало 2876 чел., около 7 тыс. кор. И судов, около 11 тыс. боевых самолетов.

·  Три крупных морских сражения американских (34 АВ, 148 кор., 1350 самолетов) и японских (4 АВ, 53 кор., 516 самолетов) ВМС в борьбе за Филиппины в заливе Лейте ; в проливе Суригао, у о. Самар и у мыса Энганьо, в результате которых японский флот потерял все свои авианосцы с авиацией и 22 кор. при незначительных потерях американцев (3 АВ и 4 кор.). Уничтожение японского суперлинкора "Мусаси" - самого крупного и мощного линкора за всю историю кораблестроения (D =72 тыс. т.) имеющего на вооружении 9 арт. орудий калибром 460 мм ( ! ) ; в него попало 19 торпед и 15 авианосных бомб ( ! ).

·  Уничтожение английской авиацией на рейде Тромсё после прямых попаданий нескольких 5-ти тонных бомб, стоящего на ремонте фашистского линкора "Тирпиц".  

1945 г. Пропажа в Бермудском треугольнике шести самолетов морской авиации США.

·  Потопление второго японского суперлинкора "Ямато" в ходе битвы за Окинаву в результате попадания в него 12 торпед и по меньшей мере 5-ти крупных бомб.

·  Торпедирование и потопление американской ПЛ "Арчер Фиш" через 10 дней после сдачи флоту гигантского японского суперавианосца  "Синано" (D = 72 000 т.) в результате попадания 4 торпед.

·  В Японии построены две ПЛ типа "I-400" водоизмещением 6.6 тыс. тонн, которые вошли   в   историю как самые большие дизель - электрические подводные лодки.

·  Торпедирование и потопление сов. ПЛ "С-13" у Данцига немецкого пассажирского лайнера "Вильгельм Густлов" (D = 25.5 тыс. т.), на котором погибло 7000 матросов и офицеров флота, в том числе около 3000 квалифицированных подводников.

·  Атомная бомбардировка палубной авиацией японских городов Хиросима и Нагасаки,   заставившая содрогнуться от ужаса видавший виды мир и открывшая эру ядерного оружия.

1946 г.  Продан на слом за 162 000 долл. сгоревший в 1942 г. в Нью-Йорком порту войсковой транспорт "Лафайетт" - бывший трансатлантический красавец "Нормандия".

1947 г.  В Англии построено первое газотурбинное судно - торпедный катер "MGB 2009", прошедший успешные испытания.

·  Норвежский исследователь Тур Хейердал осуществляет экспериментальное плавание в Тихом    океане на бальзовом плоту "Кон-Тики", отправившись из Кальяо (Перу), до островов Туамоту.

·  В США впервые на подводных и надводных кораблях проходит испытания управляемые  крылатые ракеты для борьбы с наземными целями.

·   Три взрыва аммиачной селитры (нитрат аммония) на пароходах ² Гранкан ² (Техас-Сити), ²Оушн Либерти² (Брест) и ²Махиа² (Мельнбурн), причинившие колоссальный материальный ущерб и показавшие коварство этого ²безобидного удобрения². Только в Техас-Сити было уничтожено огнем треть города, погибло 1.5 тыс. чел., несколько сот человек пропало без вести, 3.5 тыс. чел. были тяжело ранены и 1.5 тыс. чел. остались без крова (из 17.5 тыс. чел. населения).

1948 г.  Швейцарский ученый О. Пикар построил первый в мире батискаф FNRS-2 и у о. Зеленого Мыс произвел пробное погружение на глубину 1380 (!) м.