История cудостроения, мореплавания и войн на море: Конспект лекций, страница 13

1779 г. Убит  в  стычке  с  гавайцами  Дж.Кук.

·  Корабли  английского  коммодора  Дж.Байрона  (по  прозвищу  "Джек-скверная  погода")  разгромили  испанскую  эскадру  у  берегов  Гренады,  но  затем,  после  захвата  французами  островов Сент-Винсент  и  Гренада,  потерпели  поражение  у  Гренады  от  французской  эскадры  Ш.Д, Эстена.

·  На  заводе  Каррона  в  Шотландии  изготовлены  новые  пушки  с  небольшой  длиной и большим калибром ствола, названные карронадами и поступившие на вооружение английского флота.

·Франко-испанская эскадра под командованием Пьера Сюффрена (1726-1788 г.) блокирует перевозки англичан во время войны за независимость Северо-Американских колоний, в результате чего в 1780 г. она перехватила в море 12 купеческих судов с грузами.

1780 г. Бой за Гибралтар у мыса Финистерре английской  (Родни) и испанской эскадр, закончившийся поражением испанцев.

1781 г. Сражение при Лин-Хавене (Чесапинский залив) английской (Грейвс, 19 лин. кор.) и французской (де Грасс, 24 лин. кор.) эскадр, в результате чего, понеся большие потери в живой силе, англичане вынуждены были отступить, так и не успев оказать поддержку английским сухопутным  войскам при Йорктауне.

1782 г. Доминиканское (Гваделупское) сражение между английской (Д. Родни, 36 лин. кор.) и французской (де Грасс, 30 лин. кор.) эскадрами, в ходе которого Родни впервые отошел от классических канонов тактики линейного боя и применил, так называемую, маневренную тактику морского боя, разработанную шотландцем Дж. Клерком в научном труде ²Движение флотов². В результате двухдневного боя англичане одержали убедительную победу, захватив 5 французских кораблей, в том числе флагманский корабль де Грасса ²Виль де Пари², сопротивлявшийся 18 часов, и не дали  возможность франко-испанской эскадре высадить 30 тыс. десант на остров Ямайка.

·   В Херсонском адмиралтействе заложен первый со времен Азовской флотилии боевой корабль для Черноморского флота - 66-пушечный лин. корабль ²Слава Екатерины².

·  Французский изобретатель Ж. Даббан ( Д’Албан) начинает оборудовать универсальной паровой машиной двойного действия бот ²Пироскаф², который в 1783 г. смог в течение 15 мин. плыть против течения Соны у Лиона. 

·  Русский механик-самоучка И. Кулибин демонстрирует на Неве ²водоходное чудо², перемещающееся по якорному канату против течения за счет гребного колеса, вращаемого течением.

·   Английская эскадра уничтожает у берегов Алжира испанские плавучие батареи французского инженера Д’Аркона, спроектированные как несгораемые от английских ²каленых² ядер.

1784 г. Основание русским зверопромышленником и купцом Г. Шелиховым первого поселения на берегу Русской Америки.

·  Основана главная ВМБ Черноморского флота Севастополь.

·  Английским инженером Генри Кортом запатентован процесс получения пудлингового железа и прокатки его на вальцах.

·  Дж. Уатт успешно испытывает усовершенствованную им  в течение 9 лет универсальную паровую машину двойного действия, признанную с начала XIX века во всем мире как наиболее удачную и нашедшую применение в качестве надежного судового двигателя.

·  Американский изобретатель Дж. Рамсей испытывает  в присутствии Дж. Вашингтона  паровую лодку, в качестве движителя которой использован впервые поршневой водомет.

1787 г. Английский заводчик  Дж. Уилкинсон строит из железных катанных листов первые цельнометаллические надводные суда - баржи, открывшие эпоху железного судостроения.

1788 г. Формирование в Средиземном море во время русско-турецкой войны 1787-1791 г. каперской флотилии под командованием  грека Л. Кацониса, состоящей из 9-ти кораблей и одержащей через год ряд побед над турками на море.

·  В южной части Тихого океана пропала без вести вторая французская кругосветная экспедиция под командованием Ж. Лаперуза, обнаруженная в 20-х годах XIX века на рифах о. Ваникоро (Санта-Крус).