История cудостроения, мореплавания и войн на море: Конспект лекций, страница 12

1757 г. Английский капитан Кампелл усовершенствует октан Гадлея, что позволяет секстану измерять углы светил до 1200.

1759 г. Первый русский академик Петербургской Академии Наук М. Ломоносов написал книгу ²Рассуждение о большой точности морского пути², в которой предложил ряд новых навигационных инструментов и методов астрономического определения судна в море.

·  Джон Гаррисон, после 45-летней упорной работы над созданием корабельных часов - хронометра, наконец-то создает вместе со своим сыном первый надежный хронометр, 4-тый по счету, который впоследствии стал прототипом обычных карманных часов, что означало практически решение многовековой проблемы определения долготы. Только через 13 лет после этого Дж. Гаррисон получил наконец-то заслуженную премию.

·  Английская эскадра под командованием Дж.Родни во время Семилетней  войны блокирует французскую ВМБ Гавр де Грас и уничтожает собранные там морские припасы.

1763 г. Работа М. Ломоносова над научными трудами, посвященными океанографии и освоению Северного Ледовитого океана, предвосхитившими многие арктические исследования XIX и  XX веков.

·  Русский механик И.Ползунов конструирует первую в России промышленную двухцилиндровую паро-атмосферную машину.

1766 г. Первая французская кругосветная экспедиция под командованием Л.Бугенвиля отправляется в плавание,  которое закончится в 1769 г.

1768 г. Подготовка эскадры русского Балтийского флота под командованием Г.Спиридова и Д. Эльфингстона к первому Средиземноморскому походу для действий в тылу у Турции во время русско-турецкой войны 1768 - 1774 г.

·   Строительство на Гаванской верфи одного из самых крупных деревянных парусных боевых кораблей за всю историю судостроения - 144-пушечного линейного корабля ²Сантиссима Тринидад², явившегося самым настоящим шедевром испанского судостроения и прослужившего в составе испанского флота вплоть до Трафальгарского сражения 1805 г., где он был потоплен уже после боя  англичанами.

1771 г. Закончилось первое кругосветное плавание выдающегося английского мореплавателя Дж. Кука на корабле ²Индевор², в результате которого им были открыты острова Общества и Большой барьерный риф,  доказано островное положение Новой Зеландии.

·   Строительство во Франции Д’Оксироном и Перье бота с паро-атмосферной двухцилиндровой машиной Ньюкомена, который через год затонул, не успев пройти ходовых испытаний.

1773 г. Дж.Кук в поисках Южного материка во время второго кругосветного плавания на корабле ²Резолюшн² впервые в истории мореплавания пересекает Южный полярный круг и доходит до 71010¢  южной широты.

·   Английский механик  Дж. Уатт патентует универсальную паровую машину двойного действия.

·   Французы Д’Оксирон и Перье на р. Сона успешно испытывают два паровых бота.

·   Изобретатель Ч. Кольз разрабатывает в Филадельфии первый американский паровой катер.

1775 г. На венецианской верфи заложен последний ²Буцентавр² - галера для традиционной церемонии обручения с Адриатическим морем республики Венеция.

·   Американец Д. Бушнелл начал постройку первой металлической подводной  лодки ²Тартл², принявшей участие в боевых действиях во время войны за независимость Северной Америки 1775 - 1783 г. В  1776 г. во время очередной атаки английского фрегата ²Игл², блокировавшего Бостон, подводная  лодка  погибла.

·  Американец Б. Франклин испытывает водометный движитель.

1777 г. Один из основателей американских ВМС Поль Джонс (1747-1792 г.) готовит дерзкое нападение своего корабля на порты Англии, которое успешно завершится в 1778 г. уничтожением порта Уитхавен и захватом замка Селкирк.

·  Русскими мореходами закончено исследование Южно-Курильских островов .

·  Сражение французской эскадры из 8 кораблей под командованием Луи-Антуана Бугенвиля (1729-1811 г.) с английской эскадрой у острова Мартиника, закончившееся поражением англичан,  после  чего  Бугенвиль  был  назначен  главнокомандующим  морскими  силами  Франции  в  Сев. Америке,  а  затем  и  командующим  сухопутными  войсками.