История cудостроения, мореплавания и войн на море: Конспект лекций, страница 14

·  Первое сражение молодого Черноморского флота под командованием Ф. Ушакова (12 кор.) с турецкой эскадрой (Эски-Гасан, 25 кор.) у о. Фидониси, закончившееся поражением турок.

·  При попытке  высадки крупного шведского десанта в районе о. Гогланд сражение русского флота под командованием С. Грейга, закончившееся полным разгромом шведов во время русско-шведской войны 1788 - 90 г.

·  Мятеж на английском бриге ²Баунти² у о. Таити, который стал знаменит беспримерным 5000 - мильным шлюпочным переходом командира корабля Блая и нескольких его сторонников, высаженных в открытом океане командой за жестокое обращение с ней.

·  Успешные действия Днепровской флотилии под командованием П. Джонса против турков, закончившиеся взятием Очакова.

1789 г. Роченсальмское сражение русского (Нассау-Зиген, 86 кор.) и шведского (Эренсверд, 62 кор.) флотов близ Котки, закончившееся полным разгромом шведов (потери : около 40 кор. и транспортов).

1790 г. Ревельский бой между русской (Чичагов, 17 кор.) и шведской (Зюдерманландский, 27 кор.) эскадрами, закончившийся поражением шведов (1 кор. шведов пленен, 1 кор. сожжен и многие повреждены).

1793 г. Разрушение Тулона, сданного английскому адмиралу Худу французскими контрреволюционерами, и пленение англичанами значительной части французского Средиземноморского флота (18 лин. кор. из 30 и 7 фрегатов из 25).

1794 г. Уэссанское сражение  французской брестской эскадры республиканского флота (с 1792 г.), конвоировавшей хлебный караван из Америки (де Жуайез, 33 кор.) с английским (Хау, 32 кор.) флотом, закончившееся потерями с обеих сторон, что дало возможность, ценой потери французами 7-ми кораблей, хлебному каравану дойти все  же  до Бреста.

1796 г. После присоединения Испании и Голландии к Франции в борьбе с Англией сражение у мыса Сан-Винсент испанского флота с английским, закончившееся поражением испанцев, и неудачная высадка наполеоновских войск при содействии голландского флота в Ирландии.

1797 г. Сражение английского (Дункан, 16 кор.) и голландского (Винтер, 15 кор.) флотов близ голландского города Кампердаун, в котором английский адмирал использовал тактику прорезания противника двумя колоннами, закончившееся полной победой англичан (пленение Винтера с кораблями).

1798 г. Беспрецедентный разгром французского флота Наполеона при Абукире (Ф.Брюэс) средиземноморской эскадрой англичан под командованием Г. Нельсона, в результате чего было уничтожено 4 французских корабля и взято в плен 9 лин. кор. !!!

·   Взятие у французов Ионических островов, которые были захвачены ими в 1797 г., русской и турецкой средиземноморской  эскадрой под командованием Ф. Ушакова, в результате чего только при взятии о. Корфу были пленены 16 французских кораблей и судов, значительное количество вооружения и боезапасов.   

1799 г. Завершение 15-ти летнего исследования тихоокеанского побережья Северной Америки английским мореплавателем Дж. Ванкувером.

·   Основание Российско-Американской компании.

1800 г. Строительство во Франции Р. Фултоном по заказу Наполеона двух подводных  лодок ²Наутилус² для разблокирования от английских кораблей северных портов Франции (Гавра, Бреста).

1801 г. Бой английского (Перкер, Нельсон) флота с датским флотом у Копенгагена за контроль над проливом  Зунд, закончившийся поражением англичан.

1803 г. Начало первого кругосветного плавания русских кораблей шлюпов ²Надежда² и ²Нева² под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна и Ю. Лисянского, которое закончится через 3 года.

·  Американский изобретатель Джон Солвенс впервые использует на своей паровой лодке в качестве  двигателя винт, основанный на винтовой поверхности Архимеда.

·  В плену у французов на о. Маврикий находится английский мореплаватель М. Флиндерс, где он начнет исследования судового компаса, откроет явление девиации его от корабельного железа и выработает рекомендации по ее устранению.