История cудостроения, мореплавания и войн на море: Конспект лекций, страница 17

·   На основании исследований английского капитана В. Скорсби ливерпульский комитет устанавливает зависимость наиболее сильной девиации от постоянного и возбужденного магнетизма корабля.

·    Английские инженеры Рутвен и Сейдель устанавливают водометный движитель в виде осевого одноступенчатого насоса на небольшом паровом судне ²Арлет², который прошел успешные испытания.

·   Трансатлантический лайнер ²Персия ²- первый кунардовский железный пароход выдерживает сильное лобовое столкновение с айсбергом благодаря своему металлическому корпусу.

·  Передана в дар Японии шхуна ²Хеда², построенная экипажем русского фрегата ²Диана², прибывшего под командованием Е. Путятина с дипломатической миссией в Японию и погибшего там в результате землетрясения.

·  Француз П. Пайерн строит подводную лодку ²Пирогидростат² впервые оснащенную механическим двигателем - паровой машиной.

1858 г. Спущено на воду творение гениального английского инженера И. Брунеля  ²Грейт Истерн².

1859 г. Во Франции по проекту Дюнюи де Лома построен первый в мире винтовой мореходный броненосец ²Ля Глуар² батарейного типа с броней , закрывающей деревянный корпус, толщиной до 120 мм., на котором впервые установлены крупнокалиберные корабельные пушки, заряжающиеся с казенной части.

1860 г. В Англии спущен на воду первый в мире железный винтовой броненосец ²Уорриор², имеющий , в отличие от ²Ля Гроара² сплошные броневые плиты толщиной 112 мм.

·   Французский изобретатель Этьен Ленуар создает первый в мире двигатель внутреннего сгорания, работающий на светильном газе без предварительного сжатия горючей смеси.

·   Французский электротехник Планте создает первый свинцово-кислотный аккумулятор.

·   Итальянский электротехник  Пачинотти создает электродвигатель с вращающимся кольцевым якорем, нашедший повсеместное применение в качестве гребного двигателя на ПЛ и привода для многих судовых механизмов.

·  Английский кораблестроитель Кольз патентует орудийную башню.

1862 г.  Первый в истории военно-морского флота бой броненосных кораблей : 10-пушечного казематного броненосца южан "Мерримак" и первого в мире башенного броненосца "Монитор" северян на Хэмптонском рейде во время гражданской войны в США 1861-1865 г.

·  В Англии построен первый боевой корабль из стали блокадопрорыватель  "Бентли".

1864 г.  Русский морской инженер Белавенец впервые в мире проводит операцию по размагничиванию металлического корабля- броненосной батареи "Первенец".

·    1864 г.  Первая эффективная атака подводной лодки на надводный корабль : ПЛ южанина Хидли  "Голиаф" топит с помощью мины деревянный корвет северян "Хаузатоник" на рейде Чарлстоуна , однако близость лодки от взрыва погубила и ее.Бой у французского порта

·  Успешная эксплуатация переоборудованного буксирного парохода кронштадтского купца М. Бритьнева "Пайлот" по продлению навигации между Кронштадтом и Ораниенбаумом.

·  Начало перевода во многих развитых странах котельных установок наи жидкое топливо.

·  Русский инженер и изобретатель Александровский разрабатывает проект первой самодвижущейся мины, которая с конца 1860х годов стала называться торпедой.

·  Год эксплуатации первых морских экспериментальных гражданских стальных судов в Англии - винтового парохода " Энки" и двух парусников : "Формбой" и "Альтеа", на которых были выполнены на 20-25 % более легкими по сравнению с железными.

1866 г.  Английские электротехники Кромвель и Варли создают первый электрогенератор.

·  В США построена первая научно - исследовательская ПЛ с мускульным приводом  "Интиллиджент Уэйл", предназначенная для изучения морского дна и имеющая  специальное устройство , позволяющее покидать лодку и возвращаться в нее.

·  После выхода из строя первого подводного кабеля судном "Грейт Истерн" проложен третий и восстановлен второй трансатлантические подводные телеграфные кабеля.