Обзор, систематизация и редакторский анализ журналов о домашних животных (1990–2009), страница 5

·  характер информации.

Ни одна из существующих классификаций не может быть вполне использована для систематизации всего многообразия современных журнальных изданий, посвященных домашним животным. Однако, обобщая разные точки зрения и опираясь на ГОСТ[11], можно классифицировать журналы следующим образом: научно-популярные; научно-практические; информационно-рекламные – для взрослых; познавательно-развлекательные, научно-популярные и литературно-художественные – для детей.

§ 1.2 Обзор и систематизация изданий для взрослых

Подавляющее большинство журналов-лидеров издается месячным тиражом до 30 тысяч экз. Тираж зависит от конкретной тематической направленности издания. Например, малым тиражом (1 тысяча экз.) выходят журналы, адресованные очень узкому кругу читателей – держателям одной породы или вида животных (журналы «Ретривер», «Шнауцер сегодня»). Специалистам в области ветеринарии или организации выставок предназначаются журналы с бόльшим тиражом: 1350–10 000 экз. (журналы «Ветеринар» Издательского дома «Друг», «Зообизнес в России»). Издания, обращенные к более широкому кругу читателей, выходят тиражом 20 000–30 000 экз. («Собака и я», «В мире животных», «Мир собак», «Друг. Журнал для любителей кошек»). Самыми многотиражными можно назвать журналы «Pets» и «Друг. Журнал для тех, кто любит собак» (80 000 и 65 000 экз. соответственно).

Издателями журналов о домашних животных часто являются крупные издательские дома, одновременно выпускающие несколько изданий одной направленности: ИД «Друг», который работает уже с 1990 г. (журналы «Друг. Журнал для тех, кто любит собак» и «Друг. Журнал для любителей кошек», «Ветеринар»), ИД «Зоокомфорт» (журналы «Выбери меня!» и «Зооликбез»); ИД «Зооинформ» («Собаки и кошки в одной обложке», «Зообизнес в России», «Вестник зообизнеса», «Зоорынок», «Российский зообизнес. Каталог компаний»).

Все журналы выходят в цвете, бумага в основном мелованная, реже – офсет. Печатаются издания в России; за рубежом (в Финляндии) печатается лишь журнал «Pets».

Как и во всей издательской системе, в выпуске журналов о животных наблюдается перевес Москвы и Санкт-Петербурга. Большинство изданий распространяется только по подписке. В розничную торговую сеть поступают лишь некоторые журналы: «Амазонка», «Друг», «Pets», «В мире животных», «Грызландия», «Если у вас есть собака», «Зоорай», «Коралл – морской аквариум», «Кот и пес», «Мир собак», «Ретривер», но купить их можно только на специализированных выставках или в зоомагазинах. На прилавках неспециализированных книжных магазинов и газетных киосков можно увидеть лишь немногие наименования. Это такие журналы как «В мире животных», «Pets», «Друг», «Кошки», которые не последнее место в номере отводят развлекательным и рекреационным материалам.

По территории распространения журналы о животных, за редким исключением, общероссийские. Происхождение изданий также в основном российское, но есть журналы, которые созданы совместно с иностранными издательствами или на основе выпускаемых за рубежом аналогичных журналов («Амазонка», «Pets»).

Тематика публикуемых материалов зависит от вида журнала (научно-популярный, научно-практический, информационно-рекламный), об этом будет сказано ниже.

Научно-популярные журналы. Это журналы, адресованные массовому читателю. Огромный диапазон массовых журналов делится по более конкретным читательским группам с учетом, например, возраста, пола и каких-либо других признаков. Однако читателей массовых журналов всегда объединяет то, что они не являются специалистами по отношению к содержанию журнала. Держатели домашних животных не являются специалистами-заводчиками, ветеринарами или специалистами по поведению животных. Они просто нуждаются в необходимой для них информации по содержанию, уходу, лечению и пониманию своих любимцев.