Обзор, систематизация и редакторский анализ журналов о домашних животных (1990–2009), страница 3

Существуют журналы о домашних животных и для других категорий читателей: профессиональных заводчиков, ветеринаров-практиков и т. п. Естественно, что такие журналы существенно отличаются от вышеназванных. Мы постарались найти отличия в качестве информации по одной тематике, а также в способе ее подачи для разных групп читателей.

Журналы для взрослых условно можно разделить на две крупные группы: массовые с узким диапазоном информации (предметно-специа–лизированные) и специализированные. Предметно-специализированные журналы – это журналы, рассчитанные на массового читателя, но имеющие конкретную тему – домашние животные (например, журналы «Друг. Журнал для любителей кошек», «Друг. Журнал для тех, кто любит собак»). Специализированные журналы рассчитаны на специалиста в конкретной области знания (например, журналы «Ветеринар», «Российский ветеринарный журнал. Мелкие домашние и дикие животные»).

Журналы для детей являются составной частью общей системы средств массовой информации. Кроме того, во многих журналах, не ориентированных специально на детскую аудиторию, публикуют детские странички и рубрики. Телевидение оказывает непосредственное влияние на журналы о животных. Так, во многих изданиях есть рубрики, дублирующие материалы телепередач канала Animal Planet; это издания для взрослых («В мире животных», «Pets») и для детей («National Geographic. Юный путешественник»).

Методике исследования специализированных изданий и разработке проблем их классификации и типологии посвящены работы: М. В. Шкон–дина, А. Э. Лазаревича, В. В. Бакшина, А. И. Акопова, А. Г. Бочарова, М. И. Шостак, А. В. Западова, Е. В. Соколовой, В. В. Тулупова, А. Н. Алексеева, Е. А. Корнилова, Е. Б. Мисонжникова и многих других. Во многом мнения исследователей сходятся, но есть существенные различия, о которых мы будем говорить в дальнейшем. Изучением детской периодики в России занимались такие исследователи как Амбросимова Г. В., Виноградова И. К., Колесова Л. Н., Богатырева Ю. Н., Желобовский И. А., Вакурова А., Ильина Н., Алексеева М. И., Холмов М. И., Бавина В. и другие. Но исследованием периодики о домашних животных никто прежде не занимался, поэтому данная тема представляется нам весьма актуальной.


Глава 1.      Обзор и систематизация журналов

§ 1.1 Особенности систематизации

Журнал о домашних животных – это печатное издание, которое обладает всеми свойствами издания журнального типа, но специфика целевого назначения и тематики которого обусловлены ориентацией на аудиторию, заинтересованную в информации о домашних питомцах. Такие издания призваны обслуживать различные интересы: профессиональные, имиджевые, познавательные и познавательно-развлекательные, интересы рекламодателей и т. д. 

Конкуренция универсальной прессы на рынке информации довольно жесткая. В условиях насыщенности рынка каждый журнал определяет предмет, о котором будет говорить со своим читателем. При этом каждый издатель и редактор специализированного журнала (любого типа) стремится раздвинуть границы специализации, «вклиниться» в нишу универсальных изданий для роста тиража и привлечения большего количества читателей и рекламодателей. Например, журналы «Друг. Журнал для любителей кошек» и «Друг. Журнал тех, кто любит для собак» имеют постоянные рубрики Персона и Друг в гостях, где публикуется информация о знаменитостях и их питомцах. Причем фотография известного человека в обнимку со своим любимцем обязательно помещается на обложку, что делает журнал похожим на массовые, в которых без знаменитости на обложке не обойтись. Также для привлечения внимания к изданию помещают на его страницах художественные произведения, анекдоты и кроссворды.