Обзор, систематизация и редакторский анализ журналов о домашних животных (1990–2009), страница 25

В содержание номера выносятся названия статей; если публикация входит в какую-либо рубрику, то название рубрики дается рядом курсивом. В номерах журнала за 2002 г. под заголовком публикации помещалась уменьшенная фотография разворота журнала на соответствующей странице, однако, уже в следующем году от этого отказались.

На обороте титула и на последней странице помещаются объявления о начале какого-либо конкурса, об экспозициях; лозунги экологических организаций, движений, Федеральной службы лесного хозяйства; реклама книг, вышедших в издательстве «Лазурь»; информация о проводимых экологических марафонах, реклама детских медицинских центров, реклама телекомпании и т.д. В последнем номере журнала за год на целый разворот помещается календарь на грядущий год с фотографией животного.

Основной состав сотрудников редакции мало изменился с начала выхода журнала. Это главный редактор: Г. Турчина (а с 2000 г. – Григорий Турчин, который ранее был главным художником журнала), журналисты М. Скороходов, И. Турчин, художник Д. Бикашов, фотограф Н. Дельвин, который также долгое время писал тексты для журнала. К сотрудничеству также приглашаются доктора и кандидаты биологических наук, натуралисты, которые пишут материалы о каких-либо видах животных, используются данные интернет-сайтов. С 2007 г. к сотрудничеству привлекается научный редактор: С. Белорусцева (в 2007–2008 гг.), Р. Сейфулина (в 2009 г.). Встречаются фамилии авторов материалов, которые сотрудничают и с другими детскими журналами о природе.

Среди публикаций преобладают статьи, зарисовки, очерки. Они посвящены достопримечательным природным местам России; разным видам птиц, зверей, насекомых; разным видам растений; интересным фактам природного мира и т.п. Заголовки публикаций информирующие[21]. Из них легко можно понять, о чем пойдет речь (например: «Перелеты птиц»; «Пожары в лесу»; «Ранняя весна в лесу»; «Растения-паразиты»; «Пернатые санитары гор» и т. п.).

В 1990‑х гг. на титульном листе, обороте титула и на страницах рубрики Отдыхаем! был рисунок: мальчик, играющий на свирели. Этот рисунок нигде больше не повторялся. Детям было бы интересней, если бы мальчик стал сквозным персонажем, вел бы читателя по страницам журнала и олицетворял собой это издание.

В издании нередко не указывались авторы тех или иных иллюстраций и текстов.

Фотографии в журнале не всегда были качественными (до 1999 г.), но сегодня читатель (даже юный) предъявляет к печатному изданию высокие требования, поэтому сейчас представленные в «Свирели» фотографии имеют превосходное качество. Подписи к фотографиям или рисункам иногда были сделаны шрифтом такого цвета, что прочитать надпись не представлялось возможным – текст сливался с рисунком. Заголовки и подписи к рисункам иногда набраны фигурным шрифтом, что затрудняет прочтение. Корректура журнала порой выполнена с ошибками: единица измерения и число находятся на разных строках, нет пробелов между инициалами и после сокращенных слов. 

В 2000-е гг. в журнале произошли некоторые изменения в лучшую сторону: на сайте издательства появилась его электронная версия, большинство публикаций пишутся профессионалами в области биологии, ко всем материалам указывается автор. А вот рисунки в журнале теперь редкость. Все иллюстрации представлены фотографиями.

Журнал «Свирелька» издательства «Лазурь» издается с 1997 г. и предназначен для детей от 3 до 8 лет. Этот журнал (как и детские журналы «Лазурь» и «Свирель») издается при содействии Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

После создания журнала «Свирель» издателям стало ясно, что темой природы можно заинтересовать и другие возрастные группы детей – так появился журнал «Свирелька». Для большей заинтересованности читателей и лучшей наглядности каждый из материалов сопровождается иллюстрациями – цветными фотографиями и рисунками. Изобразительный ряд особенно важен в этом журнале, т.к. издание рассчитано на детей 3–8 лет, поэтому больше половины объема занимают иллюстрации.