Обзор, систематизация и редакторский анализ журналов о домашних животных (1990–2009), страница 38

В научно-практических журналах привлекательное оформление не стоит на первом месте. Оно, скорее, должно быть лаконичным и не мешающим восприятию материала. Читательская аудитория таких изданий значительно уже аудитории научно-популярных (что видно из количества названий и тиража).

Информационно-рекламные издания призваны сообщить читателю о товарах и услугах. Из этого складывается их особое оформление. Некоторые журналы сочетают в себе рекламные модули и рекламную информацию, выстроенную в табличном формате для удобства поиска. Такие журналы тоже имеют тематические рубрики. Другие журналы этого типа содержат большое количество рекламных статей и обзоров. Преобладают публикации информационного и информационно-аналитического характера.

Состав авторских коллективов варьируется в зависимости от вида издания. Научно-популярные журналы привлекают к сотрудничеству профессионалов только в специальных рубриках (ветеринария, дрессировка, зоопсихология). В научно-практических журналах авторами выступают только профессионалы в своей области.

При рассмотрении журналов о домашних питомцах сразу становится очевидным тот факт, что такие издания являются гораздо более широкими тематически. И это естественно, т. к. журнал, не выходящий за рамки тем о кошках, собаках, рыбах и хомячках, наскучит читателям и исчерпает круг вопросов довольно быстро. В научно-популярных изданиях это связано со стремлением заинтересовать читателя большей информацией. В научно-практических журналах это обусловливает тот факт, что основы науки о животных включают в себя знания о домашних, диких и сельскохозяйственных животных. В информационно-рекламных изданиях это связано с тем, что публикуемые материалы могут быть полезны как любителям, так и профессионалам в этой области. В этом плане выделяться будут лишь журналы научно-практические: в них отсутствует развлекательный материал.

Все журналы в одной категории так или иначе похожи друг на друга и дублируют темы и способы подачи материалов, но каждое издание стремится придумать какую-то свою особенность, благодаря которой именно оно будет наиболее интересно читателю. С этой целью объявляются всевозможные конкурсы с призами победителям, идут поиски новых интересных материалов, выход за рамки обозначенной темы, появление новых рубрик и прочее.

Анализ изданий показал, что в группе научно-практических журналов не существует конкуренции. Наоборот, издатели озабочены отсутствием достаточного количества периодической прессы для практикующих специалистов, которая бы оперативно информировала их о новинках в научной и практической сферах ветеринарии, способствовала поддержанию связей в едином пространстве участников данной сферы. Совсем иная картина в научно-популярных журналах и в сегменте детских журналов. Здесь представлен весь спектр средств борьбы за читателя.

Основные выводы о современных детских журналах о природе можно сделать на основе оценки содержательной модели (направление, содержание, структура, авторский состав, жанровая палитра, совокупность выразительных средств) и композиционно-графической модели (цвет, верстка, иллюстрирование, дополнительные элементы стимулирования внимания – вклейки, вкладыши, поделки, призы).

Восприятие – это, прежде всего, общение, поэтому при оценке издания важно обратить внимание на контакт журнала и аудитории. Все рассмотренные в работе детские журналы имеют связь со своими читателями посредством публикации писем и ответов на них, организации конкурсов, клубов друзей журнала.

Степень эффективности функционирования детских журналов можно оценивать по критериям: