Философия: Учебное пособие (Разделы 1-11: Что такое философия? Смысл жизни), страница 27



Подпись:


раздел 2. средневековая mv

Средневековая арабо-мусульманская философия сходна со средневековой европейской тем, что строится также на основе религии, только не христианства, а ислама, главная книга которого, Коран, сюжетно во многом схожа с Библией.

Ислам — это попытка соединения веры и разума, что подтверждают частые ссылки мусульманских авторов на греческую философию. В мусульманской философии было два основных направления: аристотелизм как попытка рационального объяснения истин Откровения (Аль-Фараби (870—950), Авиценна (980—1037)) и суфизм как мистическое истолкование Корана (Аль-Газали (1058-1111), Ибн Араби (11651240)). Мусульманские философы первыми осуществили синтез религии с философией Аристотеля, который затем продолжил Фома Аквинский. Таким образом, они внесли крупный вклад в мировую культуру и подготовили европейское Возрождение.

Арабские философы были также и выдающимися учеными, как, например, Авиценна, который был также знаменитым врачом. Этим арабская философия также предвосхитила европейскую философию Нового времени. Авиценна пытался постичь идеальность мысли и связь мысли с материей, организмом и мозгом человека. Под этим именем был известен в Европе сульманская философия

Ибн Сина - необычайно разносторонний мыслитель, философ, политик, астроном и алхимик, врач, поэт и музыкант. Им написано более 100 книг. Особой славой пользовался «Медицинский канон», остававшийся в течение веков одной из руководящих книг по теории и практике врачевания. Основным его философским трудом была энциклопедическая «Книга исцеления», разделявшаяся на логику, физику, математику и метафизику. Авиценну называли «князем философов» и «князем врачей». Труды Авиценны были переведены в Европе, они изучались и изучаются поныне; особенно ценны его медицинские идеи и удивительно утонченная практика врачевания. Второе направление мусульманской философии — суфизм — появился как мистико-аскетическое течение в исламе в середине VIII в. на территории нынешнего Ирака и Сирии. Его относят к мистико-пантеистическим учениям, возникшим как протест против ортодоксального ислама. Цель — слиться с Богом путем                     внутреннего                       очищения и самосовершенствования. Каждый, по учению суфиев, несет в себе божественную субстанцию. В суфизме существует несколько течений — от поднимающих человека до уровня Бога, до призывающих людей к непротивлению злу.



Подпись:


раздел 3. философия средневековья


Глава 3.1. П. Абеляр

Одним из ярких представителей духовной жизни средневековья был Пьер Абеляр - выдающийся оратор, тонкий до изощренности логик-диалектик, несокрушимый победитель публичных философско-богословских состязаний. Он славился и как поэт, музыкант, наконец, как герой трогательного романа, сделавшего имя его возлюбленной Элоизы популярным далеко за пределами ученого мира. Абеляр родился в рыцарской семье, получил блестящее образование. Его природный дар дал ему возможность глубже многих современников постичь дух античной философии. Интерес к знанию захватил его душу, и уже в раннем возрасте он сменил «меч рыцаря на оружие диалектики». Разъезжая по разным городам, снова и снова победно выступая в жарких спорах, Абеляр привел к себе множество слушателей. Наконец, старейшая парижская аудитория -Школа досталась Абеляру как руководителю и профессору. В полном расцвете сил, владея редким искусством ясной и смелой постановки самых запутанных проблем, красотой слова и неотразимым личным обаянием, Абеляр привлекал тысячи учеников со всех концов Европы. Большинство европейской интеллигенции той поры прошло через его аудиторию. Из нее вышел один понтифик, 19 кардиналов, более 50 епископов Франции, Германии и Италии.