Философия: Учебное пособие (Разделы 1-11: Что такое философия? Смысл жизни), страница 25

Чтобы пояснить различия между античной философией и христианской религией, сравним проповедь Христа со спорами Сократа. Главный тезис Сократа — «Познай самого себя». Знание для Сократа тождественно добродетели, поэтому само познание себя автоматически ведет к праведности. Последующие античные философы отказались от данного тождества, а христианство началось с прот ивопоставления разума и добродетели. Нравственная цель Христа та же, что и у Сократа, — праведная жизнь, но пути ее достижения различны: в одном случае — познание человека, в другом — познание Бога.

Это уже иная отправная точка, чем у философии. Показателен в этом смысле вопрос Пилата, обращенный к Христу: «Что есть истина?» Прокуратор Иудеи, образованный античный человек, хотел вступить в философский спор, но для Христа истина совсем не то, что для Пилата. Это не понятие, которое надо точно определить и потом уже спорить о нем по определенным правилам. «Я есмь путь и истина», — ответ Иисуса Христа. Истина становится личностью, не объектом мысли, а предметом веры.

Однако по мере универсализации христианства перед его проповедниками вставало все больше проблем, разрешить которые было нельзя без обращения к интеллектуальному потенциалу, выработанному в языческие времена, в том числе и к античной философии.

На смену борьбе философии и религии пришла эра их сотрудничества, и результатом стало создание религиозной философии. Основным импульсом религиозной философии является стремление человека к Богу, а основной задачей — рациональное обоснование теологических истин. В этом симбиозе философии и религии философия играла подчиненную роль и была объявлена служанкой богословия.

Философия Средних веков — служанка и помощница религии, имеющая значение не только для обоснования религиозных истин, но и для прихода человека как личности к Богу. Она открывает путь к Богу для рационально мыслящего


38 (Pj


человека. В этом одна из задач философии как таковой и главная задача религиозной философии.

Средневековая христианская философия делится на два этапа. Первый получил название патристики (от слова «патер» — отец). Два основных центра патристики — Византия и Западная Европа. Патристика уделяла преимущественное внимание этическим вопросам, в отличие от второго этапа средневековой философии — схоластики, которая в большей степени занималась онтологическими и гносеологическими проблемами.

У родоначальника монашества Антония Великого (ок. 250— ок. 355) находим то, что по аналогии с буддизмом можно назвать восьмеричным путем. Сюда входят чистота тела, чистота языка, чистота очей, чистота рук, чистота ушей, чистота ног, правое пред Богом помышление, чистое сердце в отношениях друг с другом. Его «воздержание и терпение» сравнимо с «выдерживай и воздерживайся» Эпиктета и почти по «нравственной гимнастике» Эпиктета: «Добрым и мудрым человеком вдруг сделаться нельзя: но сие достигается внимательным обсуждением, упражнением, опытом, продолжительным подвигом и главное сильным желанием доброго дела».

Основы религиозной философии заложены двумя мыслителями, которые имели для нее такое же значение, как Платон и Аристотель для античной философии. Первый из них Августин Блаженный (354—430), признанный святым в католичестве, выдающийся, можно даже сказать, гениальный мыслитель, вписавший заключительные страницы в историю духовной культуры Рима и всей античности своими многочисленными трудами и заложивший мощный фундамент религиозно-философской мысли Средневековья.

Августин родился в Северной Африке и пришел к христианству через манихейство — религиозное учение, возникшее в Иране, скептицизм и неоплатонизм. Манихейство и в большей степени неоплатонизм сказались в философских произведениях Августина.

Августину принадлежит обоснование необходимости церкви в трактате «О граде Божьем». Находясь под влиянием Платона, Августин трансформировал его представление о двух мирах — мире идей и чувственном мире — в представление о «двух градах» — граде Божьем и граде Земном. Прообразом града Божьего является находящаяся и укрепляющаяся на земле церковь. Августин обосновал необходимость руководящей  роли  церкви,  конкретно римской католической церкви, в жизни общества.