Философия: Учебное пособие (Разделы 1-11: Что такое философия? Смысл жизни), страница 18

Большое значение имеет уникальное сочетание обстоятельств. Философия родилась в Древней Греции именно в положенное ей и ни в какое иное время. И она могла жить полноценной жизнью именно тогда. Один новейший философ сказал, что все, чем занимались философы после Платона, — это обсуждение проблем, которые он поставил. Философия не только появилась в Древней Греции, она достигла там своей высшей точки. Древнегреческая философия стала образцом философии как таковой, предопределила возможные варианты ее развития и в этом смысле была закончена, самодостаточна, совершив самый большой   и   плодотворный   в   истории философии круг. Конечно, и после люди определенного склада ума философствовали, но их усилия были, как искры в ночи, в то время как в Древней Греции это был факел разума. Быть может, то же самое можно сказать и о греческой трагедии и скульптуре. Мы не можем утверждать, что трагедия и скульптура прогрессировали потом на другой почве, хотя они там и возникали. То же с философией. Мы изучаем плод, который никогда не возродится вновь в таком же виде. Правда, плод культуры, в отличие от физического плода, сохраняет свое значение для будущих поколений. Знание древнегреческой философии — ключ к философии средневековой и новоевропейской, ключ к Августину и Фоме Аквинскому, Канту и Гегелю.

Глава 1.15. Эпикурейство в Древнем Риме

После подчинения Греции Риму во II в. до н.э. на древнеримскую почву переселяются учения, появившиеся в Древней Греции в эпоху крушения афинского государства, — эпикурейство, стоицизм, скептицизм. Древнеримские авторы подробно разъяснили и развили на протяжении пяти веков концепции, зачастую сохранившиеся от древнегреческого периода лишь в отрывках, придали им художественную завершенность и практичность римской души.

Римляне в отличие от греков были очень деятельны, и им претил созерцательный характер греческой философии. «Ведь вся заслуга доблести состоит в деятельности» — как само собой разумеющуюся роняет эту фразу Цицерон.

Практическая направленность римской души привела к тому, что в Древнем Риме интересовались не диалектикой и метафизикой, а


32 (Pj


преимущественно этикой. Ближайший греческий философ — Эпикур. Все еще существовал «Сад Эпикура». Поэтому Эпикур приобрел известность в Древнем Риме, и у него нашлись последователи. Его взгляды вполне соответствовали политической обстановке Древнего Рима периода распада республики.

Популярности Эпикура способствовала поэма «О природе вещей» Лукреция Кара (Лукреций — имя, Кар — прозвище), уроженца Рима, жившего в эпоху гражданской войны между сторонниками Суллы и Мария и восстания Спартака (ок. 99— ок. 55 до н.э.). Лукреций был не теоретиком, а поэтом; скорее эпикурейцем, чем поэтом, потому что сам объяснял, что взялся изложить взгляды Эпикура в поэтической форме для облегчения их восприятия, следуя принципу, что главное — наслаждение, как, скажем, больному дают горькое лекарство вместе с медом, чтобы не было неприятно пить.

Лукреций разъяснил многое из взглядов Эпикура, произведения которого сохранились лишь в отрывках. Он писал об атомах, которые должны иметь другую природу, чем видимые вещи, и не разрушаться, чтобы из них постоянно возникало что-то новое. Атомы невидимы, как ветер и мельчайшие пылинки, но из них образуются (как из букв слова) вещи, люди и даже боги.

Ничто не может возникнуть из ничего по воле богов. Все происходит из чего-то и превращается во что-то в силу естественных причин. На самом же деле, все изменения происходят в мире от движения атомов, имеющего случайный, механический характер и незаметного для людей.

Лукреций рисует грандиозную картину эволюции мира как процесса, который протекает без участия каких-либо сверхъестественных сил. Жизнь, по его мнению, возникла путем самозарождения из неживой природы. Свойства всех вещей зависят от особенностей атомов, из которых они состоят, и те же свойства определяют наши ощущения, с помощью которых человек познает окружающий мир. Душа и дух также материальны и смертны.