Философия: Учебное пособие (Разделы 1-11: Что такое философия? Смысл жизни), страница 26

Важнейший вопрос, который пытался разрешить Августин, — о соотношении судьбы и свободной воли человека. Он возник с тех времен, когда развилась астрология, различные формы гаданий и т.д. Этические следствия из него вызвали резкие споры между стоиками и эпикурейцами. В христианстве этот вопрос — в виде соотношения свободной воли человека и благодати Божьей.

Благодать — дар Божий. Каждый получает свое дарование (талант), свою степень поддержки от Бога. Человек действует по своей воле, но так как в основе ее лежит божественная благодать, то все заслуги — от Бога. Такова мысль Августина. Поэтому нет смысла кичиться своими достижениями и выказывать гордыню, как свойственно стоикам, а, наоборот, надлежит быть смиренным. Источник морали — в духе, как и полагали стоики, но зиждется он на осознании собственной греховности. Заслуги от самого человека — зло. Если же они добрые, то от Бога. Мы обращаемся к Богу нашей волей, дарованной им, а Он к нам — своей благодатью. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение», будто без божественной благодати вы способны на великие поступки. Пользоваться земными благами, но не радоваться им — этический принцип Августина.

Второй важный вопрос, связанный с предыдущим, к кому обращена божественная благодать? Дается ли она за определенные заслуги как награда за добродетельное поведение? Нет, отвечает Августин, возражая тем, кто полагал, что божественное воздаяние соразмерно делам человека. Благодать не может быть воздаянием за заслуги; это противоречит ее определению. Тогда это был бы не дар, а долг. «Благодать не от дел, чтобы никто не хвалился». Она дается не во искупление грехов, а для праведной жизни, и тому, кому Бог пожелает (может быть и грешнику), как проявление любви, а не вознаграждение. «Возмездие за грех смерть». Наказание же ждет человека не здесь, а на Страшном Суде.

Еще один вопрос — откуда берется зло? Он особенно важен в христианстве, поскольку по определению Бог всемогущ и всеблаг. Зачем он допускает зло в мире? Если Он не может ничего с этим поделать, то Он не всемогущ; если не хочет, то не всеблаг. Августин в молодости был сторонником учения манихеев, последователей проповедника Ману, который в соответствии с древнеперсидской религией — зороастризмом — утверждал, что в мире существуют две противоборствующие силы, два войска — добра и



Подпись:


зла, которые находятся между собой в непрерывной борьбе. Как христианин, считающий, что все происходит по воле Бога, Августин не мог допустить, что Бог создал зло, и полагал, что зло — результат свободной воли человека, который сам выбирает свой путь в жизни. Зло наказуется, и поэтому необходимо для постижения божественной справедливости.

Вслед за апостолом Павлом, Августин считал основополагающими принципами христианства веру и любовь. «Дела от веры, а не вера от дел». Все — средство на пути к цели — любви к Богу.

Итак, по Августину, «все, что существует, есть добро». На человеческом уровне добро — результат свободного решения индивида. Грех, зло — это отсутствие добра, отступление от предписаний творца, неправильное употребление свободной воли, данной человеку для исполнения заповедей Бога.

Августин часто обращается к одной из основных в христианстве теме любви. Любовь плотская, переходя в супружескую и родственную, — это способ вместе прийти к Богу. Если этого нет, то тогда неизбежное ослабление физиологической любви порождает внутреннюю пустоту. Единство должно расти, а не уменьшаться. «Я любил согласие, порождаемое добродетелью, и ненавидел раздор, порождаемый порочностью. В первой я увидел единство, во второй — разделенность». И отсюда мольба к Богу: «...собери меня, в рассеянии и раздробленности своей отвратившегося от Тебя, Единого, и потерявшегося   во   многом».   И   еще: «Душе, ушедшей от себя, нанесет удары некая ограниченность и душу мучит подлинная нищета, ибо по природе своей вынуждена она искать всюду единение, а множественность этого не позволяет».

Если у стоиков мораль была главной характеристикой человека и замыкалась на него, у Августина ее основа переносится в надзвездные сферы. Не человеку различать добро и зло в высшем смысле этих слов — так можно интерпретировать притчу о запрете Адаму и Еве есть плоды с дерева познания добра и зла. Воля Бога, которая выше добра и справедливости, — высшее благо. Так как мораль исходит от Бога, Бог не может быть связан ее нормами.

Размышляя о социальной реальности, в частности о богатстве и бедности, Августин утверждал, что имущественное неравенство людей - неизбежное явление социальной жизни. Поэтому бессмысленно стремиться к уравнению богатств: неравенство будет продолжаться во все века, пока будет существовать земная жизнь человечества. Августин утешал людей тем, что человек добродетельный, хоть и находится в рабстве и наг, в душе свободен, и, напротив, злой человек, хоть он и царствует, - жалкий раб своих пороков. Августин, опираясь на одну из основных христианских идей - идею принципиального равенства всех людей перед Богом, призывает их к тому, чтобы жить в мире.

Августин стал родоначальником направления в христианской философии, которое господствовало в Западной Европе вплоть до XIII в.