Философия: Учебное пособие (Разделы 1-11: Что такое философия? Смысл жизни), страница 23

Встречаем мы у Секста парадоксы, связанные с качественными изменениями вещей, например, «зерно и куча», приписываемые философу мегарской школы Эвбулиду из Милета (IV в. до н.э.): «Если одно зерно не составит кучи, и два не составят кучи, и три и т.д., то никогда не будет кучи». Здесь можно сказать о непонимании того, что для современной науки очевидно — наличия эмерджентных свойств у вещей. Отрицая их, Секст доказывает, что если часть не обладает каким-либо свойством (буква не обозначает вещь), то не обладает этим свойством и целое (слово). Секста можно подправить в соответствии с современной наукой, но краеугольные камни скептицизма остаются.


36 (JPg


Диоген Лаэртский считал скептицизм направлением, пронизывающим всю античную философию. Древние греки уделяли большое внимание логическим затруднениям, потому что для них наибольшее значение имели рациональные аргументы, и парадоксы привлекали в желании их разрешить, что оказывалось порой безуспешным.

Однако если все отрицать, то ни о чем невозможно говорить. Это заставляет все же делать положительные утверждения. Если я не знаю, знаю ли я что-либо, то, может быть, я все же что-то знаю? Последовательный скептицизм открывает путь вере.

Заслуга скептиков — в попытке определить пределы рационального мышления с тем, чтобы узнать, что можно ждать от философии, а чего нельзя. Недовольные рамками, в которых функционирует разум, обращались к религии. Подрывая выводы разума, скептики тем самым подготовили наступление христианства, для которого вера выше разума. Несмотря на усилия Эпикура и стоиков, оказалось, что страх смерти не победить разумными доводами. Распространение христианства подготовлено логикой развития античной культуры. Людям хочется счастья не только здесь, на земле, но и после смерти. Ни Эпикур, ни стоики, ни скептики не обещали этого. Встав перед дилеммой: разум или вера — люди отвергли разум и предпочли веру, в данном случае христианскую. Отвернувшись от рациональной мудрости, более молодое и уверенное в своих силах христианство победило античную философию. Последняя почила, как мудрый старик, уступающий место новому поколению.

Примерно в то же время получает распространение неоплатонизм - направление античной философии позднего эллинизма, систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностной спецификой неоплатонизма является учение о сохранении внутреннего покоя личности и ее защите от различного рода потрясений, характерных для данного периода истории Римской империи и связанных с ее дряхлением и распадом. Философия постепенно переходит к той роли, которую она будет играть в Средние века. Неоплатоники, можно сказать, подвели Древний Рим к принятию христианства. «Увидя прекрасное в телах, не следует к ним устремляться, но знать, что они подобия, следы и тени: надо бежать к тому, подобием кого они являются». Эти слова могли бы принадлежать христианскому философу Августину. Разница между неоплатонической философией и христианской теологией сводилась, по существу, к формальным моментам. Например, неоплатоники считали, что мир создан путем эманации (истечения) Божества, а не творением из ничего. Путь неоплатоников к просветлению — от явлений природы к себе, внутрь себя, и, забыв о себе, соприкоснуться с Единым в области чистой интуиции. При этом большое значение имеют душевный покой и созерцание. И стоицизм, и неоплатонизм пришли к Богу. Августин затем переформулировал этот синтез, и христианская философия была готова.

С конца II в. христианство завладевает умами масс. Можно сказать, что христианство победило самую могущественную в истории человечества империю, а единственный в истории император-философ Марк Аврелий потерпел сокрушительное духовное поражение. Почему это произошло? Ослабление творческих потенций античной философии, изменение духовного климата и социальных условий жизни тогдашнего общества привели к триумфу христианства. Философия была сначала низвергнута, а затем использована для нужд религии, превратившись на 1,5 тыс. лет в служанку богословия.