Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 60

Например, в 1991 г. доходы компании «Сотрая СотриТегз» сократились на 15%, и ожидались убытки в размере 70 млн. долларов. 26 октября 1991 г. в штаб-квартире компании на заседании Совета директоров было официально объявлено об отставке генерального директора и основателя компании Рода Кеньона и назначении на этот пост Экхарда Пфейфела. По мнению Совета, новый руководитель был более склонен к проведению кардинальных перемен, в которых так нуждалась компания.

В 1979 г. Совет директоров компании «Спгуз1ег» пригласил бывшего управляющего корпорации «Рога1» Ли Якокка для проведения масштабной реорганизации. Или в 1982 г. в «Арр1е» назначили исполнительным директором бывшего руководителя «Рерз1Со» Джона Скали для внедрения инноваций.

Послыпредставляют собой руководителей, полностью ориентированных на постоянные инновации и способных адекватно реагировать на любые изменения во внешней среде, обеспечивая гибкое искусное управление: Ридженальд Джонс из «СЕ» или Томас Вотсон из «1ВМ».

И, наконец, губернаторыэто бывшие средние и низовые менеджеры, достигшие вершины управленческой карьеры и знающие свою компанию «изнутри», активно использующие мотивационные методы управления в ходе реализации инноваций и активно внедряющие принципы децентрализации и коллегиальности. В качестве примера можно привести руководителя компании «Техтгоп» Роял Литгл или Сортон Бредшоу из «АКСО».

Различия в типе руководства во многом могут объяснять склонность компании к инновациям: «монархи» чаще всячески сопротивляются новациям, в то время как «губернаторы» и «послы» их активно приветствуют. Статистика говорит о том, что большинство компаний достигают наивысших доходов лишь к концу второго года после ухода с поста президента руководителя типа «монарх», в то время как фирмы под руководством «послов» и «губернаторов» достигали наивысшего роста в период нахождения этих лидеров у власти. Эти факты еще раз подтверждают вывод о том, что инновационная ориентация и способность высшего руководства к внедрению нового являются отправной точкой инновационного менеджмента.


Выполняя задачу адаптации фирмы к изменившимся условиям, руководителям самим необходимо адаптироваться к новым условиям, иногда полностью меняя стиль управления и максимально мобилизуя свои усилия. На первое место должны выйти: лидерство, доверие, личный энтузиазм и, конечно, уверенность в успехе.

Быть руководителем инноваций в современных условиях означает: помощь служащим в правильном восприятии перемен во внешней среде, убеждение их в необходимости инноваций и создание благоприятных условий для их реализации.

Такое лидерство все еще остается практически уникальным. Некоторые руководители, сумевшие переориентироваться и на деле встать на путь инноваций, стали всемирно известными. Это Ли Якокка на «СЬгузЬг», Рей Крок в «МсОопа1а"з», Джек Велч на «Оепега! Е1ес1пс».

Менее известный пример — руководитель компании «УпИеа1 ТесЬпо1од1е5». За десятилетний период бывший президент этой компании Харри Грей превратил свою компанию в конгломерат рыночной стоимостью в 18 млрд. долларов, с продуктовыми линиями, начиная с военных вертолетов и закачивая эскалаторами.

Однако управление таким конгломератом оказалось осложнено широчайшей диверсификацией и разрозненностью подразделений и филиалов. Когда в 1986 г. пост главы фирмы занял Роберт Дениел, он, в первую очередь, созвал всех руководителей высшего звена управления и добился принятия ряда важнейших решений.

Во-первых, структура конгломерата была разбита по уровням со скоординированными функциями и полномочиями в рамках стратегических центров хозяйствования.

Во-вторых, были установлены более тесные отношения компании со своими покупателями, и, наконец, 186 800 занятых в компании сотрудников были активно вовлечены в процесс принятия решений.