Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 125

После формулирования темы' устанавливаются общие учебные цели, которые должны точно определить:

-  для чего проводится данная деловая игра;

-  категорию обучающихся;

-  чему именно следует обучать;

-  какие результаты ожидаются в итоге.



СЕМНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



Ориентировочные примеры учебных целей:

•  показать, как нужно выполнять какую-либо кон кретную задачу;

•  научить   анализу   исходной    производственнохозяйственной, инновационной ситуации;

•  показать, как следует принимать решения в оп ределенном виде инновационной ситуации;

•  привить практические навыки в выполнении слу жебных обязанностей установленной категории долж ностных лиц в определенном разделе инновационной деятельности;

•  проверить уровень подготовленности участников (должностных лиц) в определенном виде инновационной ситуации.

Учебная цель игры отличается от целей ее участников. Учебную цель ставит перед собой руководитель игры.

Не исключено, что участникам игры до момента ее разбора не следует знать учебных целей игры, так как это может повлиять на их действия.

После определения общих учебных целей целесообразно производить расчленение игры на отдельные этапы (фрагменты), имеющие самостоятельное содержание и свои частные учебные цели. При этом совокупные достижения частных учебных целей отдельных этапов обеспечивают достижение главных учебных целей деловой игры в целом.

Следующий (второй) этап - план подготовки и проведения деловой игры. Основные позиции плана:

•  разработка проспекта;

•  разработка сценария;

•  разработка программного обеспечения с кон трольным примером по сценарию;

•  составление методических материалов;

•  разработка задания;

•  экспериментальное проведение деловой игры;

•  разбор деловой игры.

Проспект деловой игры включает в себя:

•  название деловой игры и ее общие учебные це ли;

•  исходную обстановку с указанием состава и со стояния производственно-экономических систем;

•  суть производственно-экономической ситуации и динамику ее изменения;

•  основы составления общих и частных моделей игры, которые включают перечень необходимых техни ческих и финансово-экономических расчетов, выпол няемых ее участниками;

•  методику использования оргтехники (персональ ные компьютеры, ЭВМ) участниками деловой игры и аппаратом руководства;

•  состав участников и их роли;

•  последовательность и сроки разработки мате риалов игры.

Проспект игры — важнейший документ, определяющий всю деятельность по ее разработке. Все просчеты в проспекте оборачиваются необходимостью длительных и трудоемких переделок в дальнейшем.

На основе проспекта разрабатывается сценарий игры - основной документ для ее проведения. Разрабатывая сценарий, составители разбивают игру на фрагменты (по возможности, не более двух-трех). В свою очередь, каждый фрагмент разбивается на эпи-


зоды. Устанавливается технологическое или экономическое содержание каждого эпизода и определяется его учебная цель. Затем составляются тексты информационных сообщений, с помощью которых участники игры вводятся в производственно-экономическую обстановку. При этом необходимо четко определить, кому, в каком виде и когда вручается каждое информационное сообщение. После этого составители формулируют действия участников игры. Главная позиция этих действий — выполнение технико-экономических расчетов, для чего формулируется содержание этих расчетов с последующей разработкой алгоритмов и программ.

При проведении ручных расчетов желательно выполнение, для примера, одного из возможных вариантов. Для каждого эпизода предполагаются возможные действия аппарата руководства, с одной стороны, по обеспечению выполнения решения участников игры, а с другой — по оценке этих действий и подготовке новых информационных сообщений, показывающих участникам игры как достоинства, так и недостатки их решений.