Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 138

Таким образом, отраслевые особенности, степень адаптации к рынку и уровень конкурентоспособности определяют не только темпы развития предприятий, но и специфику принимаемых ими долгосрочных решений. Временной горизонт таких решений определяется как видом решения, так и реальностью прогнозирования затрат на его осуществление, а также финансовых результатов. Вместе с тем не любое долгосрочное решение может признаваться стратегическим. Инвестиционные решения долгосрочного характера, связанные с воспроизводством основных фондов,



ВОСЕМНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ


ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ



повышением качества продукции, не относятся к стратегическим. Они, как правило, естественно вытекают из анализа состояния производственной базы, имеют альтернативный характер, но количество их вариантов невелико (как правило, 2-3). Для их реализации используются методы долгосрочного и среднесрочного планирования на основе разработки бизнес-планов с расчетами эффективности инвестиционных решений по показателям чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, срока окупаемости инвестиций, внутренней нормы доходности.

Необходимость принятия стратегических решений и, следовательно, осуществления стратегического управления, возникает тогда, когда традиционные методы не позволяют достичь поставленных целей. В условиях насыщенности медленно растущего рынка товарами при высокой конкуренции отечественных и зарубежных производителей предприятию трудно выжить, тем более в условиях агрессивной политики увеличения доли рынка. Традиционные подходы, связанные с мерами по повышению технического уровня производства, снижению затрат, не приводят к положительным результатам. Приоритет в эффективности данных мер — за наиболее финансово устойчивыми предприятиями. Побеждает в данной ситуации то предприятие, которое умеет определить момент формулировки и выбора новой стратегии. Это может быть диверсификация производства, переориентация на новые рынки или неосвоенные сегменты известных рынков, освоение базовых организационных инноваций или комбинация указанных направлений. Для этого, необходим отлаженный механизм постоянного отслеживания состояния внешней среды и соответствия ему внутренней среды предприятия, а также производственного портфеля. При необходимости принятия стратегического решения на начальном этапе вырабатываются варианты выхода из сложившейся ситуации, которые впоследствии могут дополняться согласно возникшим новым обстоятельствам.

За основу оценки состояния инновационного потенциала были приняты возможности, которыми располагают предприятия для собственной инновационной деятельности, связанные в основном с их инновационной инфраструктурой. В качестве экспертов выступали сами руководители предприятий.

На первое место из 15 позиций они поставили техническое состояние оборудования (67,3% руководителей), далее следует наличие задела научно-технических разработок для инноваций (56%), а также возможностей выпуска опытной партии и организации серийного производства (по 54,8%). Менее всего предприятия готовы к экспертизе проектов (17%), решению задач защиты интеллектуальной собственности в России (16%) и за рубежом (11,1%).

Если оценивать роль 12 внешних факторов, влияющих на инновационную деятельность предприятий, то необходимо, прежде всего, отметить востребованность продукции внутренним рынком (на это указали 69,9% руководителей) и налогообложение (64,1%). В меньшей степени это относится к влиянию инфраструктуры, находящейся вне предприятия (26% респондентов), и страхованию рисков (19,9%).

Внутренние факторы (их было 9) фактически отражали подготовленность персонала по отдельным


направлениям деятельности. В целом квалификацию рабочих поставили на первое место 62,3% респондентов, подготовленность занятых в области маркетинга - 59,6%. Последнее место среди внутренних факторов занимает подготовленность персонала к внешнеэкономической деятельности (44,4% опрошенных) и в области патентно-правовых вопросов (39%).