Методика проведения исследования с целью выявления критериев оценки творческого проекта школьников

Страницы работы

Содержание работы

                                                                                                    Приложение 2

Методика проведения исследования с целью выявления критериев оценки творческого проекта школьников

Актуальность задачи разработки критериев оценки творческого проекта школьников  вызвана следующим  обстоятельством. Как правило, члены экспертной комиссии оценивают проект по тем критериям, которые описаны в Положении о Конкурсе. Зачастую, эти критерии не совпадают с теми, на которые ориентировались исполнители проектов, выполняя их  задолго до получения Положения о Конкурсе. Кроме того, даже если некоторые критерии Положения и те, на которые ориентировались исполнители, по названию и совпадают, то эксперты и исполнители могут вкладывать в них разный смысл. Это относится, например, к таким критериям как «оригинальность», «новизна», «научность» и т.п. Отсюда и частое несогласие авторов  с оценкой проектов экспертами и, как следствие,  нежелание участвовать в последующих конкурсах творческих проектов.  Кроме того, отсутствие в учительском сообществе единых критериев оценки творческих проектов,  а, следовательно, и однозначной трактовки понятия «творческий проект», затрудняет разработку эффективной методики руководства выполнением таких проектов.

Вот почему критерии оценки творческих проектов школьников должны быть четко сформулированы, поняты и приняты учительским сообществом. А для этого необходимо, чтобы в разработке критериев оценки школьного проекта приняли участие сами учителя (руководители проектов).  

В нашем исследовании для разработки критериев оценки школьных проектов использовался метод мастерской. Его суть заключается в том, что в решении конкретной задачи принимает участие вся команда, члены которой заинтересованы в получении оптимального решения данной задачи. Наша команда состояла из 30-ти человек – представители губернаторских классов школ города. Каждому участнику предлагалось, исходя из своего опыта, видения проблемы, в течение 30-ти минут описать критерии, по которым он бы оценивал творческий  проект школьников. В среднем, каждый из участников выделил 8 - 12 критериев. После этого участники объединялись в команды (по 4 человека в команде) и из всех критериев (для команды это было примерно 40 критериев) после детального и длительного обсуждения выделяли 6 наиболее значимых (по мнению всей команды!) критериев. Каждая команда (их у нас было 7) публично с пояснениями представляла каждый из своих 6-ти критериев. Критерии от разных команд, но схожие по смыслу, объединялись в один общий критерий. Например, отдельные команды выделили такие критерии, как «практическая значимость», «полезность», «экономичность проекта» «универсальность», «ресурсоемкость», «практическая направленность». После обсуждения было принято решение объединить все эти предложения таким критерием, как «Возможность практического применения».

Все предложенные командами варианты и результат объединения этих вариантов в общие (надсистемные) критерии представлены в Приложении 3.

Проанализируем полученные результаты.

Выделенные учителями критерии отражают ИХ видение школьных творческих проектов. Обращает на себя внимание наибольшее количество предложений по оценке оформления  проекта и оценке его презентации. Это, конечно, важный критерий, но все же, с позиций основной цели проектной деятельности, он вторичен по отношению к другим критериям. Можно сделать вывод, что сегодня учителя больше настроены на значимость внешнего восприятия проекта, на его «показушную» сторону. Удивляет, что всего три раза прозвучал такой важный (если не основной), по нашему мнению критерий, как «анализ проблемы, формулировка на основе этого анализа цели и задач проекта».  

Интересным представляется, предложенный одной из групп, такой критерий как «участие родителей». Не секрет, что сегодня родители крайне мало живут жизнью своего ребенка (особенно если он старшеклассник), не вовлечены в сферу его интересов. А ведь родитель, например, обсуждая с ребенком свои производственные проблемы,  может дать ему конкретное направление проекта. Кроме того, будет обоюдная польза, если родитель поможет изготовить какие-нибудь детали для той или иной цели, примет участие в обсуждении результатов и т.п.

Таким образом, нами в рамках Конкурса предлагается оценивать творческие проекты школьников  по следующим критериям:

1.  Умение переходить от проблемы к  конкретной изобретательской, исследовательской, конструкторской или технологической задаче.  Т.е. эксперты оценивают,  как в проекте  описывается проблема, как она анализируется в литературных источниках (как ее решают или пытаются решить другие авторы), как автор оценивает актуальность проблемы, насколько четко формулируются цель и задачи проекта

2.  Оригинальность идеи, исполнения,  результатов проекта

3.  Наличие исследовательского компонента в проекте

4.  Возможность практического применения проекта в целом или его отдельных результатов

5.  Научность проекта

6.  Самостоятельность участников при выполнении проекта

7.  Качество оформления проекта

8.  Качество презентации проекта

9.  Оценка тех или иных особенностей  проекат и/или презентации

Рассмотрим каждый критерий оценки проекта с позиций соответствия проекта этому критерию и возможной количественной оценки критерия. Дадим комментарии руководителям проекта как подготовиться к защите.

Похожие материалы

Информация о работе