Методика проведения исследования с целью выявления критериев оценки творческого проекта школьников, страница 3

В общем случае, исследовательская задача ищет ответ на вопрос: «Почему?»

Критерий 4. Возможность практического применения проекта в целом или его отдельных результатов

Этот критерий, в какой-то степени ограничивает (контролирует) критерий «оригинальность». Конечно, для решения проблемы с сосульками можно пригласить птиц, но вряд ли это можно реализовать на практике. А вот идея о том, чтобы локализовать сосульки в конкретном месте, а затем контролировать их таяние, может быть сразу реализована на практике. Например, повесить куски веревки в местах наиболее вероятного появления сосулек. Кстати, эти места можно выявить путем исследований. Образовавшиеся сосульки будут держаться силами сцепления с веревкой. С наступлением потепления в первую очередь будут таять внешние слои сосульки, а внутренние будут оставаться более холодными.  В результате сосулька будет просто медленно таять.

Критерий 5. Научность проекта

Этот критерий предполагает научный подход к решению проблемы. По существу, он объединяет все вышеперечисленные критерии (1, 2, 3, 4) в единую логическую схему: проблема, анализ проблемы, формулировка противоречий  в  известных вариантах  решения данной проблемы, формулировка цели проекта,   выбор конкретной изобретательской или исследовательской задачи, формулировка идеи или гипотезы, решение задачи, анализ полученного решения с позиций соответствия его поставленной цели.

Анализу соответствия проекта именно этому критерию следует уделить особое внимание, так как умение увидеть проблему,   перейти от проблемы к конкретной задаче, сформулировать противоречия и наметить пути их решения и является сутью инновационного мышления. 

Критерий 6. Самостоятельность участников при выполнении проекта

Если проект выполнял один участник, то степень его самостоятельности при выполнении проекта легко выясняется во время презентации и ответах на вопросы. Более того, автор проекта только выиграет от того, что сам скажет какую часть работы и почему ему помогли выполнить.

Если работа выполнена коллективно, то необходимо указать, какую часть работы сделал каждый из участников.

Участник проекта может вполне осознанно обратиться за помощью. Например, для проведения эксперимента ученик может обратиться в какую-нибудь лабораторию или к родителям. Это должно только приветствоваться.

Критерий 7. Качество оформления проекта

Этим критерием оценивается внешний вид законченного проекта, передаваемого экспертам (отдельные листочки или переплетенные страницы в обложке), структура самой работы, ее оформление, иллюстрации, приложения, орфография, стилистика и т.п.).   

Можно дать общие рекомендации по оформлению проекта.

Рекомендации к   структуре  проекта

Работа должна  содержать описание проекта, оформленного примерно по следующему плану:

1.  Титульный лист (название проекта, автор (…ры) проекта – фамилия, имя, отчество, школа, класс, e-mail, руководитель проекта – фамилия, имя, отчество).

2.  Введение (описание проблемы, актуальность решения проблемы, определение цели проекта, задач, необходимых для достижения цели, гипотезы исследования и.т.п.).

3.  Основная часть (литературный обзор по данной проблеме, описаниме методики  исследования, описание эксперимента, описание результатов исследования).

4.  Заключение (обсуждение результатов работы, выводы с позиций соответствия поставленных и решенных задач)

5.  Библиографический список.

6.  Приложения.

Технические требования к оформлению проекта:

1.  Общий объем работы не должен превышать 15 страниц формата А4.

2.  Редактор: Microsoft Word.

3.  Шрифт «Times New Roman», кегль – 14.