Методика проведения исследования с целью выявления критериев оценки творческого проекта школьников, страница 2

Критерий 1. Умение переходить от проблемы к  конкретной изобретательской, исследовательской, конструкторской или технологической задаче.  Т.е. эксперты оценивают,  как в проекте  описывается проблема, как она анализируется в литературных источниках (как ее решают или пытаются решить другие авторы), как автор оценивает актуальность проблемы, насколько четко формулируются цель и задачи проекта

Проведем оценку по критерию 1 на конкретном примере.

Проблема.  Сосульки, образующиеся на крышах домов, доставляют много неприятностей весной, когда начинается таяние. Основание сосулек подтаивает, под своей тяжестью сосулька падает и причиняет много хлопот. Последствия от такого падения  столь непредсказуемы, что власти города объявили конкурс на решение этой проблемы.

Анализ проблемы. Традиционно проблема решается механическим скалыванием сосулек. Если весна затяжная, то процедуру повторяют несколько раз. Этот процесс имеет массу недостатков: некоторые здания пропускаются (не было сигнала), рабочим надо платить, часто портится кровля, трудно контролировать. Были попытки упростить процесс. Например, вдоль края крыш протягивали проволоку и подавали на нее механические колебания. Мелкие сосульки падали. Были попытки пропускать по проволоке ток. Провод нагревался и сосульки падали. Этот способ не может найти массового применения в городах из-за высокой его опасности, обязательном задействовании человека и т.п. Таким образом, эффективного метода борьбы с сосульками сегодня нет. (Можно идти двумя направлениями: как сделать, чтобы образовавшиеся сосульки на причиняли вреда или как не допустить образования сосулек).

Актуальность проекта.  Совершенно очевидно, что сегодня все исследования и проекты, направленные на решение проблемы борьбы с сосульками, являются актуальными.

Цель проекта. Найти эффективный, малозатратный и безопасный  способ, исключающий непредсказуемое падение больших сосулек с крыш зданий.

Задачи проекта.

1.  Проанализировать физический аспект образования, таяния и падения сосулек.

2.  Проанализировать существующие  направления и методы «борьбы» с сосульками.

3.  Из множества задач, решающих проблему сосулек, выбрать изобретательскую задачу.

4.  Рассмотреть ресурсы системы с позиций использования их для решения изобретательской задачи.  

5.  Предложить модель решения изобретательской задачи.

Критерий 2. Оригинальность идеи, исполнения, результатов проекта

В творчестве под оригинальностью понимается способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых. Например, для решения задачи о сосульках, на одном из творческих форумов было предложено использовать для убирания сосулек птиц, которые бы клевали маленькие сосульки и исключили бы процесс их роста. Но как реализовать эту идею никто не знает. Поэтому, по нашему мнению, оригинальность должна быть подкреплена реальной возможностью ее внедрения. Например, в той же задаче о сосульках была предложена идея провоцировать рост сосулек в конкретных местах крыши. И тогда проблема сосулек  превращается в задачу по предотвращении их падения именно в этих местах.

В качестве критерия 2 можно использовать критерий «новизна» в трактовке его в рамках Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Предложенные в рамках ТРИЗ 5 уровней новизны позволяют более дифференцированно подойти к оценке проекта по критерию «новизна»

Критерий 3. Наличие исследовательского компонента в проекте

Этот критерий предполагает в рамках выполнения проекта проведения тех или иных исследований. Например, в задаче о сосульках можно провести  исследование процесса «сосулькообразования»: какие места здания и почему более предпочтительны для появления зародыша сосульки; как влияет изменение температуры на образование сосулек; как происходит процесс таяния сосулек и т.п. Исследовательский компонент может быть и в теоретических (аналитических) проектах. Например, когда на основании анализа литературных данных делается вывод о той или иной закономерности. Допустим, проект посвящен прогнозированию развития такой системы, как шариковая ручка. Какой она будет через 20 лет?