Методика проведения исследования с целью выявления критериев оценки творческого проекта школьников, страница 4

4.  Поля: все по 2 см.; Отступ: первая строка – 1,25 см.

5.  Интервал межстрочный – 1.5

6.  Выравнивание текста  – по ширине.

7.  Нумерация страниц – вверху по центру

8.  Рисунки в тексте оформлены в форматах: TFT, GIF, JPEG, BMP

Конечно, в зависимости от направления проекта и его содержания, оформление проекта может в большей или меньшей степени соответствовать предложенному плану. В общем, проект должен быть оформлен таким, чтобы и без презентации эксперты могли дать ему оценку  по всем критериям.

Критерий 8. Качество презентации проекта

Выступления участников конкурса оцениваются на основе следующих критериев: качество выступления (композиция, полнота представления работы, речевая культура); уровень компетентности, глубина и широта владения темой; продуманное использование демонстрационного материала; соблюдение регламента (до 15 минут), внешний вид, ответы на вопросы.

Форму презентации выбирают сами участники. Но, скорее всего, это будет показ слайдов и рассказ по ним. Основная цель презентации – донести основную идею проекта до экспертов. Несмотря на то, что презентация это всего лишь представление уже готовой работы, она оказывает влияние на общее восприятие работы. Надо несколько раз отрепетировать доклад, потренироваться на возможных вопросах и т.п.

Критерий 9.  Оценка тех или иных особенностей  проект и/или презентации

Как показала практика, при оценке проекта эксперты могут выделить некоторые «изюминки», относящиеся как к самому проекту, так и к процессу его защиты.  Например, может выясниться, что для решения той или иной задачи ученику пришлось самостоятельно освоить материал, который в школе они будут изучать еще через год. Или во время самой презентации ученик проявил определенную находчивость, свободу общения и т.п.

Безусловно, с  точки зрения однозначности количественной оценки проекта,  предложенная  нами система критериев в целом,  и отдельные ее составляющие, не являются совершенными. Во-первых, можно спорить относительно веса каждого из критериев в общей оценке проекта. Во-вторых, для оценки некоторых проектов (например, конструкторских или теоретических) будет использовано меньше критериев, чем, например, для оценки исследовательских проектов. Поэтому, трудно сравнивать проекты разной направленности по общей количественной оценке. В - третьих, у разных экспертов понимание того или иного критерия, а, следовательно, его количественная оценка, может быть разной и т.п.

И все же, несмотря на указанные недостатки, предложенная система оценки проекта обладает целым рядом преимуществ. Во-первых, эти критерии являются обобщенными из тех, что предложили САМИ преподаватели (руководители проектов). Следовательно, при выборе темы проекта, руководстве проектом, его оформлении и защите они будут ориентироваться на соответствие проекта именно этим критериям. Во-вторых, анализ  выделенных учителями критериев оценки проекта, их содержания и структуры позволяет объективно оценить нынешнее представление учителей о творческом проекте школьника. На основе этой оценки можно вести работу с учителями по совершенствованию подготовки учеников к выполнению проекта и методики  руководства проектом.

Отдавая себе отчет в том, что весовая значимость каждого из выделенных критериев различна как для проектов одного направления, так и для проектов разного направления, предлагается в рамках проводимого конкурса считать их равнозначными и каждый из критериев оценивать по 10-ти бальной шкале. В дальнейшем, при анализе результатов конкурс а и совместном обсуждении совершенствовать процесс количественной оценки критериев.