Использование творческих задач в работе с детьми дошкольного возраста

Страницы работы

Содержание работы

Направления сетевого продвижения инновационного опыта               

Использование творческих задач в работе с детьми дошкольного возраста по материалам работы педагогов МДОУ ЦРР детского сада

по ред. Байрамовой ЭА. и  Синдяевой О.Н.

В настоящее время основным приоритетом педагогической деятельности становится целенаправленное, систематическое и результативное руководство формированием творческой личности с целью ее максимального развития и подготовки к выполнению основных социальных функций. Люди, способные к развитию, к принятию нестандартных решений - поистине важнейший капитал современного общества.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 178 «Облачко»   в течение нескольких лет занимается системным  использованием ТРИЗ – педагогики в работе с детьми дошкольного возраста.

Анализ научно методических источников, опыт педагогов учреждения  позволяет нам сделать вывод, что данная теория обеспечивает высокую педагогическую эффективность в развитии интеллектуально - творческих способностей детей дошкольного возраста. Объединяющим началом всех видов творческих качеств личности является способность человека приобретать новые знания, готовность к решению проблем  и проявление исследовательского поведения, а для этого оптимальным условием является использование творческих задач в работе с детьми дошкольного возраста. Творческая задача в работе с детьми 3-7 лет -  сложный педагогический вопрос, скорее даже проблема, требующая исследования и разрешения. Потому как именно дошкольный возраст является основополагающим для подготовки человека к жизни в завтрашнем дне, в котором будет много открытых задач.

В ходе сетевого продвижения инновационного опыта нами были определены педагогические условия для использования творческих задач в работе с дошкольниками, организации проектной деятельности, при которых обеспечивается активизация  познавательных процессов и исследовательских навыков  дошкольников.

Основная цель использования творческих задач в работе с детьми дошкольного возраста: научить детей не бояться решать задачи, не считать полученное решение единственным верным, научить умению оценивать свои идеи с точки зрения идеального конечного результата (экономии времени и средств). Основная цель организации проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста: сформировать у дошкольников умения исследовательского характера.

Сетевое продвижение инновационного опыта  именно по данным направлениям связано с тем, что существует тесная связь между обучением детей решать творческие задачи и развитием навыков исследовательской деятельности.

Общеизвестно, что научное знание развивается через фиксацию, обострение и разрешение противоречий.  Появляется новое знание или новое наблюдение, которое противоречит старым представлениям - и, разрешая эти противоречия, люди строят новые представления о мире. Издавна люди работали с проблемами, разрешали противоречия методом проб и ошибок.

Существующие современные технологии решения проблем доказывают, что человек, который знает закономерности развития систем, имеет чувствительность к противоречиям, умеет с ними работать, - может решать творческие задачи. Самостоятельно решенная творческая задача дает новое знание решателю. Мало того, что оно присваивается человеку, еще и мотивирует к вычленению новой творческой задачи. Человек окунается в проблемное поле и работа с ним формирует его как исследователя. В конечном счете, о таком человеке можно сказать как о творческой личности, которая сама принимает творческие задачи, умеет с ними работать (решать), а из решения ставит новые задачи.

Такая стратегия жизни должна закладываться с детства. Для того, что бы научить ребенка дошкольника работать с проблемами, необходимо педагогу, работающему с ним уметь самостоятельно получить знания, уметь принимать творческую задачу. Процесс решения позволяет формировать исследовательские умения.

Использование творческих задач с дошкольниками по материалам работы педагогов МДОУ ЦРР детского сада № 178 «Облачко»

Картотека анализа литературных произведений с детьми II младшей группы

«Крошка енот».

1. Герой: енот

2. Что хотел: принести раков к ужину.

3. Что ему мешало: тот, кто сидел в пруду.

4. Что делал, чтобы решить проблему: улыбнулся тому, кто сидит в пруду.

5.  Кто или что помогало решить проблему: мама енотиха.

6.  Какой получился результат: наловил раков.

7.  Совет героя или жизненное правило: будь добрым, не обижай других.

8. Свойство характера героя при решении проблемы: храбрость.

«Сказка о глупом мышонке».

1. Герой: Мама-мышь

2. Что хотел: укачатьмышонка.

3. Что ему мешало: неумение петь.

4. Что она делала, чтобы решить проблему: звала зверей, чтобы они помогли укачать сына.

5.  Кто или что помогало решить проблему: кошка, которая сладко пела

6.  Какой получился результат: кошка съела мышонка.

7.  Совет героя или жизненное правило:

8. Свойство характера героя при решении проблемы: мягкость, податливость, слабость.

«Как коза избу построила».

1.  Герой: Коза

2. Что хотела: построить избушку.

3. Что ей мешало: деревья.

4. Что она делала, чтобы решить проблему: спрашивала у всех деревьев разрешения для постройки избушки.

Похожие материалы

Информация о работе