Разборы творческих задач: Методические рекомендации воспитателям при работе с задачами

Страницы работы

Содержание работы

Ляпина Л.В., Крохина И.Н.,

Разборы творческих задач

Методические рекомендации воспитателям при работе с задачами:

1. После формулировки задач   педагог выслушивает ответы детей, положительно относится к идеям, стимулирует их количество, но не оценивает решение. (МШ) После того, как идеи иссякнут, педагог переходит к формулировке противоречий.

2. На  этапе предварительного решения задачи при оценке детских решений учитывать экономический эффект: решение должно быть дешевым, небольшим по размеру, достаточно быстро изготовляемым.

3. В процессе решения задачи рекомендуется схематизировать объект или ситуацию, и дать возможность детям зарисовать решение задачи.

Задача № 1. «Птицы на полях» (вариант 1)

Предварительная работа:

Уточнить понятия: полевод, виды птиц, зерновые, значение с\х труда, поле, питание птиц и классификация птиц по способам питания.

Шаги алгоритма

Обращения воспитателя

Возможные ответы детей

Постановка проблемы

Какие виды птиц вы знаете?

Домашние, летающие......

Какие проблемы у диких птиц?

Выращивают детей, защита...

Что может быть плохого для человека, что птицы хотят есть.

Птицы могут нападать на зерно, склевывать пищу человека, утаскивать еду.

Да, действительно, большое количество птиц, живущих в природе, могут склевывать зерна с полей. Скажите, есть ли проблема  у людей, которые хотят сохранить урожай?

Да, есть.

Формулировка задачи  № 1

Много бед приносят птицы полеводам тем, что они склевывают зреющие семена культурных растений. Как полеводам быть?

Дети предлагают различные варианты защиты полей от птиц (без анализа).

Формулировка противоречия №1

Полеводы должны сохранить урожай семян на полях, но не могут этого сделать из-за чего?

Поля слишком большие и птиц много. Птицы летают весь день, а полеводы могут быть заняты.

Давайте вспомним, почему должны сохранить урожай?

Они сажают, чтобы печь хлеб.......

Итак,  полеводы должны сохранить урожай,  для питания человека,  но не могут этого сделать из-за большого количества птиц, нападающих на поля зерновых.

ИКР № 1.

Как сделать так, чтобы птицы сами не нападали на поля и не склевывали зерна.

Их надо напугать.

Ресурсы № 1

Чем можно напугать птиц?

Пугалом, человеком, трактором, кошкой...

Да, можно напугать через зрение, а можно через слух?

Да

Чего боятся птицы?

Выстрелов, резкого звука.

А может быть у птиц, которые любят зерна есть  птицы-враги?

Ястребы, коршуны.

Издают ли звуки  они?

Да

Что можно сделать полеводам?

Пригласить на поля ястребов, коршунов.

Предварительное решение 1 задачи.

Как полеводу решить проблему все время стрелять из ружья или использовать птичьих врагов?

Да, использовать птичьих врагов.

Каково же решение полеводов?

Разместить вокруг полей птиц-хищников, которые отпугивали бы птиц, склевывающих зерна.

Постановка задачи № 2.

Замечательное решение. Но, вот беда, хищные птицы никак не могут селиться вокруг полей и жилищ человека. Но присутствие их должно быть. Как быть полеводам?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Противоречие №2.

Хищные птицы должны быть около полей, чтобы отпугивать вредителей и не могут быть там, потому, что не  могут быть рядом с человеком.

ИКР №2.

Птиц нет, а образ их присутствует, когда это возможно.

Можно сделать бумажных хищников, нарисовать, записать их голос на магнитофон, подушить их запахом......

Ресурсы №2

Да, действительно, можно сделать тени птиц, присутствие звуков, запахов.

Решение задачи № 2.  

Да, самое лучшие спугнуть клюющих зерно птиц голосом хищников.

Постановка задачи №3. 

Но как быть полеводом, чтобы голос хищных птиц всегда был под рукой и был слышен на большом пространстве поля? 

Противоречие №3.

Голос хищных птиц должен быть для того чтобы пугать вредителей и не может быть, т.к. хищные птицы  могут не захотеть петь?

ИКР №3.

Голос всегда есть на аудиозаписи.

Решение  задачи № 3.

Записываются голоса птиц - хищников и время от времени через усилители звучит....

Подведение итогов задачи: вспомнить с детьми какова была проблема у полеводов и как возможно ее решить (восстановить текст задачи № 1) и описать решение задачи № 3.

Задачи-аналоги: отпугивание птиц от аэродромов, отпугивание хищников от птицеферм (только звуки выстрелов).

Вариант № 2 «Птицы на полях»

Предварительная работа.

Уточнить знания детей: каким образом засеваются земли зерновыми культурами, функция комбайна, как сажается зерно, кто такой пахарь, знания о птицах и способах их питания, почему они не едет каких либо насекомых.

Шаги алгоритма

Обращения воспитателя

Возможные ответы детей

Постановка проблемы

Какие проблемы есть у земледельцев?

Посадить урожай, вырастить, сохранить.

Какая проблема могут быть при посадке?

Зерна, чтобы землей засыпались, дождем не смыло...

Формулировка 1 задачи.

При засеве полей зернами за комбайном идут стаи грачей, которые тут же склевывают эти зерна. Как быть земледельцам?

Ответы детей (МШ).

Противоречие №1.

Птицы должны склевывать зерно, чтобы питаться, но не должны склевать зерно, т. к. когда поля будут не засеяны.

ИКР.

Птицы  сами  не склевывают зерна.

Ресурс задачи № 1.  

"Испортить" зерно, оно должно  быть «непригодно» для птицы.

Решение задачи № 1.

Испортить зерно: протравить, сделать ядовитым, размять, спрятать, чтобы птица не захотела его есть.

Формулировка задачи №2.

Отлично. Зерно можно сделать ядовитым испорченным, для птицы, но    как оно будет дальше расти или же быть ядовитым для человека.

Противоречие №2. 

Зерно должно быть испорченным для птицы и неиспорченным для человека.

ИКР №2.

Само зерно испорчено-неиспорчено.

Зерно испорчено только для птицы.

Ресурсы.

Анализ ресурсов, выборка самого дешевого   - испортить цвет.

Форма, цвет, запах.

Решение задачи № 2.

Покрасить зерно ярко красным цветом, отпугивающим птиц и безвредным для произрастания и дальнейшего использования.

Задачи – аналоги:

  • У гепарда рождается ребеночек, похожий на кого-то и котята спасаются, т. к. их не едят  другие хищники.
  • Татуировки людей из африканских племен  отпугивающая.  

Похожие материалы

Информация о работе